Фуршет

УЧИТЕЛЬ - профессия от Бога

8-1Накануне профессионального праздника педагогов, который в Украине традиционно отмечается в первое воскресенье октября, «Пульс» поинтересовался у заместителя директора по учебно-­воспитательной работе КОШ №103 Любови Мироновой, как живётся сегодня криворожским учителям, какие изменения произошли в наших школах в связи с реформой образования и многом другом.
­

8- Любовь Ивановна, расскажите как вы стали учителем, почему выбрали именно эту профессию?
-­ Я из тех, кто о ней мечтал, к этому стремился, получил образование и стал тем, кем хотел. Училась я в сельской школе и для меня кумиром была учитель украинского языка и литературы Мария Антоновна Оло. Это был педагог от Бога. Мне хотелось стать такой же. Эту искру желания она разглядела во мне. Благодаря ей моя детская мечта воплотилась в жизнь.
-­ Это правда, что учитель в чем-­то артист, ведь ему тоже надо уметь найти свой подход к аудитории?
­- О да, есть такое! (улыбается). Только представьте, каким нужно обладать талантом, чтобы держать в поле зрения 30­-35 учеников! Каким мастерством обладать, чтобы тебя слушали и услышали! Дети должны учителя воспринимать и конечно же любить. Авторитарный стиль общения уже неприемлем, это давно устаревший метод. Во всем нужен только индивидуальный подход. Это помогает видеть и воспринимать каждого ребенка. Я филолог, и чтобы рассказать о проблеме в каком­-то произведении, мне просто необходимо обладать и определенным талантом, и мастерством. Порой, чтобы достучаться к каждому ученику, нужно знать, где повысить голос, а где, наоборот, что-­то произнести тихо. Да, все мы в чем­-то актеры! Но наше, учительское, актерство без лицемерия. Ведь дети как никто другой чувствуют фальшь.
- Какие нынче школьники? Все так же, с присущим в этом возрасте юношеским максимализмом, спорят, доказывая свою правоту, или же безропотны перед авторитетом старших?
­- К сожалению, минус в том, что дети еще не готовы к открытому диалогу, умению вести дискуссию. Порой называешь белое черным, и они с этим соглашаются. А поразмыслить, поспорить с учителем, доказать обратное пока еще не могут. И этого очень не хватает. Но, с другой стороны, многое зависит тут и от родителей. Как они относятся к школе и к учителю, так ребенок себя и ведет.
­- Вы почти 17 лет в профессии. Как вы считаете, в нынешнем реформировании образования больше хорошего или не очень? Возможно, старая система образования в чем­-то была лучше и надежнее?
­- Лучше от этого будет или хуже, станет известно позже. Конечно же, как и всем, рожденным в СССР, мне бы хотелось что­-то оставить из прошлого времени. С другой стороны, любые изменения ­- всегда только плюс.
Что хорошего и нового произошло, на мой взгляд, это компетентностный подход. Если раньше школа только учила, то сейчас стремится научить ребенка умению применить полученные знания.
Второе, о чем хотела бы сказать, так это о методе интегрирования. В раннем возрасте дети воспринимают реальный мир как что-­то целостное, а не предметно. Поэтому урок в начальной школе должен затрагивать темы и проблемы, которые ребенку интересны.
Вот раньше как было? Спрашиваешь у учеников, кем хочешь стать? Ответ очевиден, мальчики ­ летчиками или космонавтами, девочки ­ балеринами. Сейчас кумир большинства ­ это Супергерой. Отсюда надо и отталкиваться. Хорошо, Супергерой, скажи, сколько нужно времени, чтобы спасти девочку и долететь от одного дома к другому? Такой метод сейчас очень эффективен, и он новый. На мой взгляд, такие новшества очень актуальны. Я за реформы и изменения. Главное, что мы к ним готовы.
-­ Но новшества бывают разные, вот например, с учителей сняли такую привилегию, как уход на пенсию по выслуге лет, не думаю, что кто-­то из педагогов рад этому...
­- Это плохо. Получается, что наш труд раньше ценился больше. А вот тот факт, что в лучшую сторону изменилась зарплата учителя, не может не радовать.
-­ Как у филолога не могу не спросить, как относитесь к украинизации школ?
­- Я склоняюсь к тому, что тотальную украинизацию нужно проводить поэтапно. Наша школа, если не ошибаюсь, осталась единственной русскоязычной на достаточно большой Металлургический район. Как­-то у меня один ваш коллега спросил, дает ли сегодня русскоязычная школа качественное знание родного языка? Я считаю, что на первом плане должно быть качество знаний, а не язык преподавания.
-­ Новейшие технологии, которые появляются в школах, облегчают работу учителя или же делают учеников пассивными? Ведь ни для кого не секрет, что сегодня все можно найти в Интернете?
­- Тем не менее, ленивый ребенок самостоятельно ничего не будет искать. Хотя такие инновации действительно очень упрощают работу учителя. У нас все классы компьютеризированы, есть Интернет. Порой видеоролик лучше и доходчивее для детей, чем сухое изложение биографии. Такие направления, как футуризм, авангардизм для большего понимания и восприятия темы можно проиллюстрировать и дополнить нужной видеоинформацией.
Все это, конечно, здорово, если бы не одно «но»... Когда в начале учебного года у детей спрашиваешь, что вы за лето прочитали, только единицы отвечают, что они брали в руки книгу. Если раньше мы просиживали в библиотеках, часами что­-то искали, то сейчас ­ нажал кнопку на гаджете, и все тебе на блюдечке. Да, это позволяет сэкономить время, но ребенок при этом не напрягается и мало ценит полученный таким способом учебный материал. Поэтому здесь есть свой плюс, но и немалый минус. Гаджеты заменили живое общение, которое, к сожалению, ушло на второй план.
­- А мобильные телефоны на уроках, это тоже проблема?
­- Сейчас это неотъемлемая часть нашей жизни. От этого никуда не уйти. Это удобно, родители могут в любой момент проконт­ролировать детей. Поэтому у нас в школе нет такого, что в начале урока все ученики складывают свои мобильные в огромные коробки, как иногда показывают в западных фильмах. Но пользоваться на уроке телефоном не разрешается, исключительно только в учебных целях. Остальное же зависит от педагога. У хорошего учителя дети в игры играть не будут.
­- Любовь Ивановна, что в профессии важно - ­ воспитать или научить детей?
­- Основные азы воспитания формируются в семье. По этому поводу было немало дискуссий, большинство склоняется к мнению, что школа должна давать знания, а родители воспитывать. Мое мнение, мы должны и учить, и немного воспитывать.
-­ На День учителя, что вам дарили самое необычное, что больше всего запомнилось?
­- Я всегда ценю подарки, сделанные своими руками. Однажды одна моя ученица написала мой портрет акварелью, другая подарила бабочку из бисера. А еще ценю подарки с юмором. Как­-то мои ученики сконструировали на уроке труда переноску, а потом, обмотавшись проводом, подарили с возгласами: «Мы ­ единое целое!» Такие моменты всегда очень памятны.
- Как вы считаете, время накладывает отпечаток на современных школьников?
­- Да, дети всегда остаются детьми, но они всегда разные... Сейчас среди них очень много талантливых, и главная задача учителя ­ вместе с родителями вовремя этот талант выявить. А это очень непростая задача. Во многом этому способствуют всевозможные школьные конкурсы и олимпиады. Кстати, наше учебное заведение второй год подряд является флагманом олимпиадного движения, сотрудничаем мы и с Малой академией наук, участвуем в больших проектах международного уровня. Буквально 15 октября состоится международный онлайн-­марафон польского проекта «Легкий рюкзачок».

Александр ШИДО