Главврач Станции скорой медицинской помощи Анатолий Биевский: «Скорая помощь» всегда приедет на вызов»

05 1Есть ли у «скорой помощи» топливо, чтобы выезжать на все вызовы? Обеспечены ли бригады медпрепаратами? Забирает ли «скорая» граждан с белой горячкой? Участились ли в Кривом Роге случаи инфарктов и инсультов? На эти и другие вопросы «Пульсу» ответил главврач Станции скорой медицинской помощи Анатолий Биевский.

­ Анатолий Михайлович, каково сегодня техническое состояние карет скорой помощи, их оснащение, обеспеченность топливом и медикаментами?

­ У нас хороший автопарк. По городу курсируют европейского уровня специальные автомобили «Пежо», «Форд». Криворожская Станция скорой помощи стоит на балансе области и обеспечена всем необходимым в полном объеме, в том числе и топливом для автомобилей. Во всяком случае ­ пока. Но при этом хочу заметить, что в прошлом году были форс­мажорные обстоятельства, когда при поддержке городской власти и крупных промышленных предприятий нам удалось предотвратить топливный коллапс. Сейчас складывается не совсем благоприятная ситуация, потому что в связи с ростом курса доллара резко возросла и стоимость топлива, но, будем надеяться, все в конечном итоге разрешится благополучно.

­ Как решаются вопросы с медпрепаратами?

­ Мы полностью обеспечены лекарствами, на вызовах не просим у больных и их родственников ни ваты, ни шприца, ни ампул. Для оказания экстренной медицинской помощи Станция обладает всеми утвержденными нормативными документами медикаментами и изделиями медицинского назначения. Чтобы вы понимали степень нашей оснащенности, приведу такой пример: если не затянут во времени возникший у больного острый инфаркт миокарда, если отсутствуют при этом противопоказания, то человеку нашими сотрудниками проводится тромболизис ­ растворение тромба под действием вводимого в кровь тромболитического препарата. А стоимость его сейчас составляет более 20 тысяч гривен за один флакон. Но этот препарат у нас в данное время есть, и мы используем его абсолютно бесплатно.

­ А зарплату сотрудникам «скорой» платят регулярно?

­ Представьте себе!

­ Бригады скорой помощи работают посменно, часами находятся в тесном контакте друг с другом. Какова психологическая обстановка в коллективе?

­ Для наших сотрудников коллектив ­ это вторая семья, а работа ­ своеобразный образ жизни. Поверьте, кто отработал в нашей системе хотя бы несколько лет, просто так ее не оставит. От работы каждого сотрудника зависит конечный результат. У нас трудятся квалифицированные медицинские работники. У нас замечательные водители, не прос­то «наездники», а люди, которые всегда помогут медработникам поднести больного и защитят, если необходимо, от неадекватных пациентов.

­ И такое бывает?

­ А как же. Иногда приходится и побороться с пьяными, и удирать от слишком буйных, но, слава Богу, серьезных случаев не было.

­ Алкоголиков забирать часто приходится?

­ Обычно по линии «103» поступает вызов, что человек под воздействием алкоголя (или наркотиков) совершает какие­либо неправильные действия по отношению к членам семьи. Вызывающие, а это, как правило, женщины, требуют, чтобы «скорая помощь» забрала его в ПНД. Они не понимают, что это противозаконно. Человеком, совершившим правонарушение в состоянии алкогольного опьянения, подчеркиваю ­ именно опьянения, а не отравления с угнетением его витальных функций, должны заниматься правоохранительные органы.

В то же время, если у человека патологическое состояние, то есть психоз, его обязательно доставляем на «Большевик», иногда совместно с милицией. Милиция нужна для того, чтобы помочь нашей бригаде такого больного мягко фиксировать, чтобы обес­печить условия для оказания таким больным медикаментозной помощи. Скажу честно, в этом году таких случаев было немного.

­ А тех, у кого белая горячка, тоже не забираете?

­ Тут ситуация совсем другая, ведь это уже издержки воздержания от приема алкоголя после длительного состояния запоя. При этом в течение нескольких дней у таких больных возникает острая психотическая симптоматика, когда на фоне качественно измененного сознания они становятся социально опасными как для окружающих, так и для самих себя. Госпитализация в таком случае является обязательной, иногда даже принудительной, так как больной не может критически оценить свое состояние.

­ Наркоманы с передозировкой часто к вам попадают?

­ Сейчас крайне редко. Может, потому, что ширка сейчас очень дорогая? До коматозного, бессознательного сос­тояния наркоманы сейчас практически не доходят.

­ Часто ли приходится доставлять в больницы жертв криминальных или бытовых разборок?

­ На удивление, несмотря на тяжелую и экономическую, и криминальную обстановку в стране, за последние год­полтора у нас по всей Станции за сутки в среднем проходит всего 5­7 криминальных травм, из которых госпитализируется когда половина пострадавших, а когда и того меньше. Думаю, что меньше стало криминальных травм именно тяжелых, а с легкими травмами люди стараются в «скорую помощь» не обращаться, зная, что мы обязаны обо всех подобных случаях сообщать в милицию.

­ В Кривом Роге серьезная проб­лема с инфарктами и инсультами. Часто ли приходится выезжать на подобные вызовы?

­ По инфарктам ситуация терпимая, иногда за сутки по городу бывает 2­3 случая, а иногда и ни одного. Совсем не так, как в конце 80-­х ­ начале 90-­х ­ по 6­7 за сутки. Инфаркты в большинстве случаев наблюдаются у людей пожилого возраста.

­ Ситуация с инсультами хуже?

­ Значительно хуже, 3­5 за сутки. При этом хочу заметить, если человек вел обычный образ жизни, а потом внезапно у него нарушилась речь, появились нарушения чувствительности или двигательные нарушения, то, вне зависимости от возраста больного, мы его обязательно гос­питализируем. В этом случае от скорости нашей работы зависит не только здоровье, но и жизнь человека. Многие криворожане, благодаря своевременной помощи наших бригад, проведенному интенсивному лечению в профильных отделениях лечебных учреждений, остаются не только живыми, но и с минимальным неврологическим дефицитом. По каждому конкретному случаю нарушения мозгового кровообращения у нас очень жесткий контроль, госпитализация таких больных обязательна.

­ Как на здоровье криворожан отражается задымленность и загазованность города?

­ Когда я молодым врачом пришел на Станцию скорой помощи, то за день было 3­4 вызова к больным с астмой, причем разного возраста. Сейчас же таких вызовов практически нет. Зато экология, своеобразный образ жизни проявляются сейчас наличием большого количества больных туберкулезом. Если в советское время их изолировали до излечения, то сейчас они спокойно гуляют на улице, в том числе и с открытой формой заболевания. Нерегулярное лечение, асоциальный образ жизни таких больных привел к развитию трудно поддающихся воздействию медикаментов форм туберкулеза. У них могут возникать легочные кровотечения, кровохарканья. Оказать быстродействующую эффективную медикаментозную терапию таким пациентам, увы, не представляется возможным. При возникновении массивных легочных кровотечений они умирают, как правило, до приезда СМП.

Подводя итог, хочу сказать следующее: криворожане должны знать, что «скорая помощь» всегда приедет на вызов, где бы они ни находились. Наша Станция обслуживает население Кривого Рога, Желтых Вод, Криворожского, Апос­толовского, Софиевского, Широковского, Пятихатского районов. Только на территории города у нас восемь подстанций, по районам находятся 15 пунктов постоянного базирования бригад. То есть мы практически перекрываем своей сетью треть области. Только за прошлый год мы осуществили около 275 тысяч выездов на вызовы к пациентам.

Беседовал Андрей Серенко