Артист
«Пронзительно трогательный спектакль «В сумерках» Алексея Дударева о старых героях Второй мировой войны... Спектакль сыгран легендарными артистами Днепропетровского академического театра русской драмы им. М.Горького - Л.Вершининой, Ж.Мельниковым, Д.Голубченко, а также Л.Ворониной и молодым А.Мельниковым, блестяще, во всех подробностях человеческого духа…», - так отозвалась в одной из своих газетных рецензий киевский театровед, профессор Валентина Заболотная.
Сцена из спектакля "В сумерках". Мария - Людмила Вершинина. Леонов - Дмитрий Голубченко
Cегодня в силу разных причин он уже не играет в спектаклях театра, но публика, несомненно, помнит заслуженного артиста России Дмитрия Голубченко по его по разноплановым сценическим работам. За внешностью и фактурой социального героя всегда скрывался и трагик, и лирик, и комедийный актер.
Дмитрий Голубченко - уроженец Кривого Рога. Это были послевоенные годы. Семья проживала по улице Ватутина, 53, затем - по улице Глушко. Однажды парень проходил мимо нашего городского театра. Дверь центрального входа была приоткрыта, и подросток спокойно вошел в здание, в зал. Увидев репетицию спектакля, ощутил в душе необъяснимое волнение. До сих пор помнит великого криворожского лицедея, заслуженного артиста УССР Владимира Браславского, игра которого его просто потрясла. Он, в это время ученик средней школы №38, сочинял стихи, которые даже публиковались в газетах «Пионерская правда», «Зірка». Имел школьное прозвище Поэт. А здесь - слово на сцене. Так театр вошел в его жизнь.
Мечтал, между прочим, Дмитрий Голубченко и о профессии журналиста. Поступал в Харьковский университет, но не прошел по конкурсу. Поэтому устроился работать в урановую шахту «Первомайка». Первая запись в трудовой книжке - «буровой рабочий внутришахтной геологоразведки». Зарабатывал юноша огромные суммы - полторы тысячи рублей в месяц. Мать тревожно даже спрашивала: «Сынок, а ты не воруешь деньги?» В годы СССР шахта относилась к разряду режимных предприятий, и Дмитрий даже подписывал документы о «неразглашении государственной тайны», над чем сегодня конечно же посмеивается. Ну о каких тайнах может идти речь, когда люди работали на вредном производстве и оставляли под землей свое здоровье?
С шахтой все-таки довелось попрощаться, ибо юныйкриворожанин поступил в Днепропетровское театральное училище. Учился у великих педагогов - Г.Кобринского, А.Галуна. В период учебы его занимали в спектаклях театра имени М.Горького, где он получал рубль или полтора рубля за выход! Но кого в те годы волновали деньги? Главное - творческий поиск, новые театры, режиссеры, актеры.
Так, поработав немного среди горьковцев, он поехал искать свое счастье. Работал в Донецком областном русском драматическом театре, а затем судьба забросила его во Владивосток. Там сразу же стал ведущим артистом Приморского русского драматического театра.
Рядом шумел волнами Тихий океан, Амурский залив. Дмитрий перепробовал всю морскую рыбу, покупал кету, вспарывал ей брюхо, вынимал красную икру (получалось полтора килограмма), солил и гурманничал. Конечно, вспоминал мамины криворожские борщи и вареники, но и красная икра тоже нравилась.
Решил однажды искупаться в Тихом океане. Поплыл навстречу огромным волнам, а те его и накрыли. Да с такой силой, что он почувствовал песок на дне. Пытался доплыть до берега, но волны уносили его все дальше и дальше в океан. Боролся со стихией как мог. По воле случая остался жив.
В Приморском театре в те годы криворожанин играл роль Кассия в постановке «Юлий Цезарь». В массовке, между прочим, появлялся студент Владивостокского института искусств Александр Михайлов, будущая звезда советских фильмов («Любовь и голуби»).
Кинематограф заинтересовался и Дмитрием Голубченко. Он снялся в нескольких лентах «Мосфильма». Среди них - «Грач - птица весенняя», где создал образ Николая Баумана. Съемки проходили в Якутии. Длились они почти два года. Артист писал жене письма в стихах:
«Снег блестит на моих висках,
А на лицо морщины легли.
Ибо тяжко ранит тоска
На холодном краю земли».
Снимался также в культовом советском фильме «Эскадра уходит на Запад» (французский матрос-подпольщик Кутье), в картине «Умереть в седле» (казак Василий).
Дмитрия Голубченко часто переманивали главные режиссеры разных театров. Так, в его карьере был Орловский драматический театр, Ставропольский краевой драматический театр. А в Курском драматическом театре бывший криворожанин в 1981 году был удостоен почетного звания «заслуженный артист РСФСР». Дмитрия даже приглашали в Московский академический драматический театр Советской армии, но тут воспротивилась супруга Неонила Васильевна, учительница русского языка и литературы. Она уже изрядно устала от кочевой жизни и хотела спокойствия.
Мой собеседник вспоминает о том, как в составе Курского драматического театр труппа ездила по разнарядке Министерства обороны СССР на гастроли в Чехословакию. В Праге актерам устроили встречу с местным драматическим театром. Состоялась, как и положено, дружеская актерская попойка, где вино лилось рекой, и все распевали песни. Спорили о том, кто из звезд эстрады тех лет «круче» - Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев или же Карел Готт? Затем возникли вопросы о зарплате. Когда сравнили зарплату чешских и советских актеров, то оказалось, что чехи получали в пять раз больше, нежели их коллеги из Курска. Возникла пауза, перешедшая в вопросы типа: «Так вы, советские, вы же наши освободители от фашистов. Как же вы можете получать такие маленькие зарплаты?»
Дмитрий со смехом рассказывает, как, например, на Камчатке играли шефский спектакль прямо на корабле. Перед спектаклем капитан предложил артистам перекусить и выпить. Так и сделали. В итоге всю пьесу отыграли своими словами. Всем было невероятно весело!
Гастролировали также в Монголии. Смотрел наш земляк на бескрайние степи и почему-то вспоминал родной Кривой Рог.
Но в 1983 году ностальгия по Украине победила, и судьба привела Дмитрия Голубченко вновь в Днепропетровск. Год проработал в местном ТЮЗе, затем перешел в труппу театра им. М.Горького. С тех пор на горьковской сцене им создана целая галерея популярных образов.
Дмитрий Голубченко занимался много лет дыхательной гимнастикой по системе йоги и эффектно демонстрировал стойку на голове в «Кукушкиных слезах». Обожает парилку, различает по запаху качество дубовых веников как настоящий эксперт. Но театр остается по-прежнему его любовью.
Андрей ТУЛЯНЦЕВ