Солнечный художник
В начале июня город отметил столетие со дня рождения знаменитого украинского художника Ивана Авраменко. В своих полотнах мастер полнее, чем другие художники, отражал уникальность и самобытность края руды и металла. Прекрасно владея композицией, ощущая ритм, пластику и колорит, он смог соединить эти качества для написания с натуры огромного количества индустриальных и лирических пейзажей, которые ценятся и по сей день.
Детство
Иван Авраменко родился в селе Колядинец на Полтавщине. Рос и воспитывался в среде, где творческий труд ценили и уважали. Его детство проходило среди цветущих садов на просторах лугов и полей, среди зелёных лесов, наполненных запахами цветов и грибов.
Неизгладимые впечатления из его детства - это жатва, молотьба, большой двор, пёс Рябко, клуня, семья, мастерская отца.
Важно отметить влияние ближнего окружения на формирование личности будущего художника. Его дед был мудрым патриархом большой семьи, человеком верующим, в характере которого прослеживались черты жёсткости и строгости по отношению к себе и окружающим.
Отец мальчика был талантливой и творческой личностью. Занимался столярным делом. Из-под его рук выходили певучие скрипки, гитары и мандолины.
Мастерская отца была для мальчика притягательным магнитом огромной силы, своего рода творческой лабораторией, где он мог наблюдать, как из-под умелых рук отца создавалось, нечто неизведанное и удивительное.
Всё это, естественно, развивало в мальчике любознательность и терпение.
Переезд в Кривой Рог
В связи с потерей отца, семья в 1934 году переехала в Кривой Рог, в поисках крова и лучшей доли. Теперь все тяготы жизни легли тяжёлым бременем на плечи молодой женщины, которая осталась без мужа.
Евдокия Григорьевна, а так величали маму Ивана, была женщиной мудрой, сильной, с чувством патриархальной ответственности.
Именно в нашем городе мальчик попробовал впервые что-то нарисовать на листе бумаги.
Много лет, почти до самой войны, наш герой бегал в «культурный барак», где находился кружок художников.
Вёл занятия в нём известный в те годы мастер кисти Василий Манько. Именно он разглядел в Авраменко «искру божью», которая со временем в нём разгорелась.
Война, учёба и лагерный барак
В годы войны Ивану пришлось немало пережить: его угоняли в Германию - он бежал, его сажали в лагерь - он снова бежал. Даже успел повоевать, дослужиться до сержанта и прийти с фронта с боевыми наградами.
Всё это время его сопровождала мечта стать настоящим художником. Следуя за ней, он в 1948 году поступил в Одесское художественное училище.
Стал учиться, но как-то в компании нелестно высказался о возрасте Сталина. Студента объявили «врагом народа и отправили по этапу на «исправление». Так он оказался в ГУЛАГе.
Место его было в бараке на втором ярусе нар, возле тусклой лампочки, которая не гасилась всю ночь. Для кого-то из заключённых было мучительно - спать при свете, но не для Авраменко.
Сам он считал, что ему очень повезло. Ведь он мог ночью рисовать. Днём его ждала изнурительная и тяжёлая работа.
Когда все спали, то Иван рисовал невиданные листья и цветы, пухленьких ангелочков. Представлял, что есть страна, где стоят себе красивые здания. А люди, может быть, не обращают на них внимания.
Шесть с половиной лагерных лет его не сломили, а только лишь закалили характер. И окончательно убедили его в том, что он должен продолжать писать картины.
Первые профессиональные шаги в живописи
В 1957 году Иван Авраменко с отличием окончил государственное Кишинёвское художественное училище. Работал на местной киностудии.
Но Кривой Рог, к которому он навсегда прирос сердцем, звал и манил его снова к себе. Индустриальные пейзажи и красоты парков и скверов, берега рек и водоёмов снились юноше по ночам. И он принял непростое решение. Всё бросил и вернулся в Кривбасс.
С 1958 года Иван Авраменко - активный участник всех художественных городских выставок. Работал в станковой живописи и графике, в скульптуре и мозаике. Был членом Союза художников Советского Союза, (потом Национального союза художников Украины) с 1975 года.
Принимал участие во многих всеукраинских и межреспубликанских, республиканских и областных выставках. Все своё творчество и почти всю жизнь он посвятил ставшему для него родным Кривому Рогу.
В этой жизни его интересовало почти всё. Он часто брался то за монументальное искусство, то за оформление интерьеров, Потом всё бросал и начинал осваивать технику инкрустации по дереву - «маркетри».
Или писал серии портретов своих современников, начав с портрета матери и своего автопортрета. В его коллекции сохранилось очень много живописных полотен.
Писательский дебют
Иван Гаврилович скрупулёзно записывал свои мысли, иногда его тянуло на философствование, на воспоминания детства и юности. И тогда он брал в руки не кисть, а ручку. И всё это записывал.
Впервые его рассказ «Скрипка» был опубликован в газете «Металлург», затем в «Домашней газете» и других газетах города.
После публикаций нескольких рассказов у Ивана Гавриловича родилась идея написать большую книгу. Авраменко был человеком упорным. Он доводил всё до логического завершения.
Он даже подключил к работе над рукописью многих своих друзей. И в 2006 году книга «Из воспоминаний» увидела свет.
На этом художник-писатель не остановился. В 2007 году он выпускает философскую книжечку «Фрагменты из запоздалых размышлений».
Жизненные приоритеты
С ним было очень интересно. Он всегда отстаивал свою точку зрения до конца. Иван Гаврилович был настолько молод душой, что многие его коллеги по сравнению с ним казались дряхлыми стариками.
Этот «живчик» будто не умрёт никогда. У Авраменко всегда было полно идей, он был готов прийти на помощь. Причём во всех своих поступках он был бескорыстен.
- Я далёк от мысли потрясать человечество, - говорил Иван Авраменко, - Я хочу только вернуть его к своим истокам. Наша земля, наш город - прекрасны.
И очень важно помнить об этой красоте, видеть её, любить - неважно в чем: в привычном здании на площади, в лёгком мосту через тихую речку или в закопчённой, дышащей могуществом домне.
Картины и наследие
Иван Авраменко видел в искусстве средство для преобразования действительности, способы нравственного и эстетического воспитания.
Его картины «На реке Снов», «Черниговщина», «Седневские просторы» и «Днепровские плавни» демонстрировали удивительную раскованность, свободу владения мастерством и, главное, несли в себе мудрую сосредоточенность, лишённую всякой суеты.
В своё время художник много путешествовал. И привозил из своих творческих командировок целые серии этюдов, которые стали интересными полотнами. Многие из них были посвящены Карелии, Черниговщине, Полтавщине, Крыму и Кавказу. Например, картины: «Пасмурно», «Карельская деревушка», «Вечереет», «Домбай», «Горная речка», «Горная гряда» и «Морской берег».
70-80-е годы были пиком криворожской тематики. Вслед за Г. Шишко многие художники тогда обратились к теме индустриальных пейзажей.
В этом плане работы Авраменко стали одними из лучших достижений художественного реализма в Кривбассе. Все они были наполнены солнечным оптимистическим настроением и широкой панорамой обозрения.
Любая картина художника - это прежде всего люди, живущие в горнорудном крае, их дела и свершения. Поэтому Иван Гаврилович начинает писать большую летопись родного города. Запечатлевает старые живописные уголки, парки, и новостройки города. Его пейзажи, посвящённые городу, имели свой яркий и неповторимый почерк.
Во многих работах он показывал любимые места с высоты «птичьего полета», где не было видно мелочей, но присутствовала вся полнота гармонии мира.
Именно в этом, по мнению Ивана Гавриловича, и состояла его цель - показать, что жизнь, многолика и прекрасна. И чтобы, поднявшись над суетой своих мелких забот и проблем, каждый смог бы окинуть взглядом творения природы и наших рук.
Графические и живописные произведения Ивана Гавриловича Авраменко сегодня хранятся в музеях Украины, а также в частных коллекциях - на родине и за рубежом. Ценнейшим в творчестве Ивана Авраменко есть мажорно-оптимистическое восприятие природы, любовь к родному краю и к своему городу.
Иван Гаврилович был включён в энциклопедию современной Украины и энциклопедию «Криворожье».
Умер художник 6 ноября 2008 года и был похоронен на Центральном кладбище города.
Александр Степаненко, писатель