Электричка и её пассажиры

9 В конце февраля Президент Украины Владимир Зеленский во время выступления на форуме «Украина 30» анонсировал запуск современных пригородных электричек City-Express. Правда, не уточнил, когда именно их будут запускать и откуда они возьмутся. Новые электропоезда должны появиться в Киеве, Днепре и Харькове.

 Новость эта, конечно, хорошая, но отчего-­то вспоминается бывший министр инфраструктуры Владимир Омелян, который лет семь назад обещал запустить в Украине гиперлуп. И тоже из тогда еще Днепропетровска в Киев. Гиперлупа мы так и не дождались. А вот Омелян пошел под суд. За коррупционные действия.
 «НАБУ закончило досудебное расследование уголовного производства по факту возможных незаконных действий экс­министра инфраструктуры Владимира Омеляна, которые привели к недополучению госбюджетом 30,5 млн грн., ­говорится в сообщении пресс-службы НАБУ. - 6 ноября 2020 года обвинительный акт был направлен в суд. Действия экс­чиновника квалифицированы по ч.2 ст.211 УК Украины».
 А пока еще нет ни гиперлупа, ни новых электричек, мы решили проехаться в старой. И отправились по маршруту Тимково-­Пятихатки, подсев в нее на станции Кривой Рог­Главный.
9-3 Эта электричка, как, впрочем, и все ей подобные в Украине, была изготовлена во времена СССР. Лет ей, наверное, пятьдесят. Пассажиры признаются, что старые деревянные лавочки в эстетическом отношении очень далеки от совершенства. Многие из них давно пора поменять, но делать этого никто не спешит. Увы, выбирать не из чего, поэтому все вынуждены приспосабливаться к обстоятельствам и довольствоваться тем электротранспортом, который имеется в наличии. Тепло, ехать можно, и на том спасибо.
В то же время люди, с которыми мы разговорились в электропоезде, утверждают, что пятихатская электричка ­ одна из немногих, где еще остались деревянные сиденья и старые окна. Вагоны электропоездов в последнее время приводятся в порядок.
 В этой же электричке довелось нам пообщаться с бывшим работником железной дороги, который признался, что сейчас создается только видимость ремонтов электропоездов, но по существу ничего не ремонтируется.
-­ Замена кресел и новые окна -­ только внешние декорации, ­- сказал он. ­- А вот ходовая система электропоездов не меняется. В результате технику просто добивают, стараясь выжать из нее весь оставшийся ресурс.
 Отдельная история -­ туалеты. Они есть в каждой электричке. «Завсегдатаи» электропоезда Тимково-­Пятихатки даже не помнят, когда в них последний раз была вода, хотя заржавевшие краны свидетельствуют, что они когда­-то использовались по назначению. Что касается запаха, который стоит в туалетах, то об этом стоит скромно промолчать и не распространяться, дабы не расстраивать интеллигентного читателя.
Один из пассажиров поведал, что однажды на маршруте Днепр­-Кривой Рог все туалеты в электричке были закрыты, а по прибытии в наш город платные сортиры на перроне тоже не работали, в служебный администратор людей пускать отказалась, мотивируя это тем, что в нем обслуживаются только работники вокзала. Все вроде бы и правы, но только что делать - бедным людям, которые не хотят хулиганить и платить штраф полиции за неподобающее поведение?
 -­ Я в начале декабря в электричке ехала до Днепродзержинска, -­ вступает в разговор пассажирка, представившись Людмилой Гореловой. -­ Так в ней отопления не было вообще. А сколько мусора в вагоне было, вы даже не представляете.
 Тут подключился к разговору дедушка лет семидесяти. Назвался Палычем.
 -­ В том, что в электропоездах такой бардак, не работники железной дороги виноваты, ­- уверен он. -­ Они стараются делать все, что от них зависит: подметают, протирают сиденья, убирают в туалете ­- я сам это видел. Но часто в силу вступает человеческий фактор. Ведь люди, находясь в вагоне электропоезда, распивают пиво и другие алкогольные напитки, едят тормозки и даже курят.
9-2 Пенсионер рассказывает, что утром электропоезд подъезжает чистенький, судя по всему, в вагонах ночью добросовестно убирают, но в течение дня все возвращается на круги своя: куча бутылок, окурки, бумажки, остатки еды. Одни граждане бросают это прямо под ноги, другие ходят целый день по мусору, третьи укладываются спать на лавку в обуви.
 - Замечания не помогают, -­ говорит Палыч, -­ ведь хорошо учить того, кто хочет знать. А хулиганов учить бесполезно, они и так все знают.
 Узнав, что мы из газеты, наши собеседники стали просить, чтобы мы озвучили на страницах «Пульса» их просьбу. Они хотят, чтобы электричка Тимково­-Пятихатки ходила и в понедельник. Из-­за того, что этого рейса нет, тем жителям сел, которые ездят в город на работу, очень тяжело добираться в этот день недели по утрам до Кривого Рога, а по вечерам ­- домой. А еще они сожалеют, что электропоезд ходит лишь два раза в день: утром и вечером, поэтому многие селяне вынуждены днем ездить в маршрутках, в которых, в отличие от электропоездов, льготники должны оплачивать свой проезд.
 И все же для тех, кто добирается на работу из близлежащих сел, именно электрички являются незаменимым видом транспорта. Они никогда не опаздывают (за очень редким исключением). По их графику можно сверять часы. Даже когда в январе область накрыли обильные снегопады, все равно электрички приезжали по расписанию.
 - Ни в коем случае нельзя отменять или сокращать электропоезда, -­ говорят люди, -­ это очень удобный вид транспорта. Это сейчас пассажиропоток небольшой, но скоро начнутся огороды, электропоезда будут забиты дачниками под завязку. Все мы будем только рады, если у нашего президента все получится и на Днепропет­ровщине действительно запустят новые электрички. Знаете, очень хочется надеяться, что в нашей стране наконец произойдут положительные перемены.
                                                                                                                  Дмитрий ЛЫСОГОР