Напряжение в «шахматном порядке»

 Сергей Тутук (на фото), жилец дома №7 по улице Нарвской, живёт в своей квартире десять лет. По его словам, все эти годы происходят сильные перепады напряжения и внезапные отключения электричества.

 - Вы только представьте себе, что должны чувствовать люди, у которых в новогоднюю ночь пропадает электричество во всем подъезде! А ведь мы таким образом встречали не один Новый год, а несколько! Конечно, может быть, это не самое страшное, что может приключиться с человеком в этой жизни, однако ощущение от испорченного праздника не дает покоя до сих пор, ­- говорит мужчина.
 Жильцы признаются, что давно уже в своих квартирах поменяли проводку, покупают квартирные стабилизаторы напряжения (минимальная стоимость которого около 7000 гривен), практически на всех розетках у людей стоят отсекатели (стоимость одного ­- 400 гривен), которые автоматически выключают прибор при резких скачках напряжения в сети. Но ничего не спасает.
 В ноябре 2020 года в подъезде выгорел распределительный щит, только по счастливой случайности в этом девятиэтажном доме не произошло крупного пожара. Ремонт щита был произведен электриками управляющей компании «Житлокомцентр», однако это не решило проблему в целом.
9 Самое поразительное, что если в одной квартире напряжение стабильное и составляет 220 В, то тут же, в соседней квартире, оно может колебаться от 180-­250 В.
-­ Напряжение в «шахматном порядке», по-­другому не скажешь, ­- говорят жильцы.
­- Скажите, а были в подъезде случаи, когда у жильцов выходили из строя электроприборы или бытовая техника? ­ спросили мы Сергея Тутука.
 -­ Я слышал о двух таких случаях, ­ отвечает он, -­ в одной квартире сгорел холодильник, в другой -­ музыкальная аппаратура. Люди на ровном месте потеряли тысячи гривен, а добиться возмещения ущерба так и не смогли.
 Причину неожиданного отключения электричества, резких перепадов напряжения в сети, никто не знает. Но кроется она скорее всего в домовой электропроводке. Обращения в управляющую компанию «Житлокомцентр» принципиально ничего не меняют. Электрики приходят, ничего путного не говорят, немного поковыряются в щите распределения и уходят, а результат все тот же: скачки напряжения не прекращаются.
 -­ Последней каплей, которая переполнила чашу нашего терпения, стало резкое отключение электороприборов вечером 13 марта, -­ говорит Сергей Леонидович. ­- Мы позвонили в управляющую компанию, сделали заявку, но диспетчер почему-­то стал требовать фотографию отсекателя, где зафиксировано напряжение в розетке, к которой подключен электроприбор. Я после этого не сдержался и позвонил в горисполком, где мне дали номер телефона горячей линии ДТЭК. Но мне нужен был не номер горячей линии, а свет в квартире. Не дай Бог 50 гривен не заплатишь ДТЭКу, тут же отключают подачу электричества, а потом еще и 200 гривен потребуют за обратное подключение. Я по первой специальности техник приборного оборудования самолетов. И как профессионал могу сказать, что нужно внимательно обследовать всю электропроводку в доме. Буквально одна недожатая гаечка или болтик может привести к аварии с самыми печальными последствиями. Я не хочу «тягаться» по судам, я хочу, чтобы профессионалы пришли и выполнили свои должностные обязанности.
 - Жильцам дома №7 по улице Нарвской нужно обращаться не к нам, а к балансодержателю дома, то есть в управляющую компанию «Житлокомцентр», -­ пояснили «Пульсу» в «ДТЭК Днепровские электросети». ­- Ответственность ДТЭК распространяется на линии электропередач, которые находятся за пределами многоквартирного дома. А вот вся электропроводка внутри дома ­- это уже сфера ответственности самих жильцов и соответственно той управляющей компании, с которой они заключили договор.
 Для дополнительного разъяснения данной ситуации мы обратились в Криворожский местный центр бесплатной вторичной правовой помощи.
 -­ Скажите, есть ли у жильцов подъезда документальное подтверждение того, что они обращались в управляющую компанию? ­- задал вопрос юрист. ­- Они зафиксировали хотя бы одну жалобу о получении некачественных услуг в управляющей компании «Житлокомцентр»? Ведь несколько документально оформленных жалоб ­ это уже повод для дальнейшего составления акта-­претензии в Криворожское отделение инспекции по энергетическому надзору Украины.
 Специалист пояснил, что энергонадзор профессионально находит все недостатки в электроснабжении объекта, выносит предписание, назначает срок устранения, плюс он может наложить штраф на виновную сторону конфликта. Именно туда стоит обратиться жильцам дома, если управляющая компания не реагирует на их жалобы. Вполне возможно, управитель устранит недостатки за счет жильцов, но зато в доме точно будет порядок. Также можно пожаловаться в Национальную комиссию по урегулированию споров в сфере энергетики.
 Что касается перегоревшей электротехники. Как нам пояснили юристы, очень часто ни управляющая компания, ни «ДТЭК Днепровские электросети» не желают брать на себя ответственность и уж тем более компенсировать жильцам материальный ущерб. В этом случае логично вызвать специалистов из энергонадзора, которые сделают экспертное заключение: на ком именно лежит ответственность за технику, которая вышла со строя.
Итак, даем пошаговую инструкцию, что делать, если в вашей квартире перегорела техника из-­за внезапного отключения света.
 Шаг 1. Составить письменную жалобу в вашу управляющую компанию, в «ДТЭК Днепровские электросети» (адрес: 49107, г. Днепр, ул. Запорожское шоссе, 22, тел.: 066­-790-­99-­00, 067-­790­-99-­00, горячая линия ДТЭК ­- 0-800­-301-­497), а также в государственную инспекцию по энергетическому надзору Украины, точнее -­ в ее криворожский филиал (адрес: 50031 ул. Женевская, 1, тел. (0564) ­66-33­-14. Электронная почта ­- Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ). Необходимо описать положение дел, попросить сделать проверку качества предоставляемых услуг и составить акт.
 Шаг 2. Направить эти жалобы в вышеперечисленные организации письмами с уведомлением, а также продублировать их по электронной почте.
 Шаг 3. Во время обследования при составлении акта настаивать на причинах аварийной ситуации, в результате чего перегорела техника.
 Шаг 4. Найти договор о поставках электроэнергии. Если его нет у вас на руках ­- необходимо направить информационный запрос на предприятие, которое отвечает за доставку электроэнергии для вашего жилища.
 Шаг 5. Обратиться в «Рембыттехнику» или в сервисный центр для получения заключения касательно причин выхода техники со строя.
 Сохранить заключение комиссии, чеки, квитанции и все документы на технику. Все собранные документы станут основанием для дальнейшей претензии для компенсации вашего материального ущерба. Если в добровольном порядке предприятие, предоставляющее услугу, отказывается компенсировать ваши убытки, обращайтесь в суд.
 P.S. Если на каком­-то из этапов понадобится юридическая консультация, все без исключения граждане могут получить помощь в составлении документов в Центре бесплатной правовой помощи по улице Качалова, 2 (098-­040-­83-­70). Тут же представителям социально незащищенных слоев населения могут назначить адвоката за счет государства.
                                                                                                                 Дмитрий ЛЫСОГОР