Война учёбе не помеха
В марте 2020 года в Украину пришёл COVID-19. Чтобы замедлить скорость распространения вируса, правительство ввело ряд ограничений, направленных на уменьшение физического контакта между людьми.
На этом этапе жизнь украинцев перешла в онлайн. Многим людям, которые до этого использовали интернет, чтобы прочесть новости или посмотреть фильм, пришлось осваивать информационные технологии и компьютерные программы. И первыми эту необходимость на себе ощутили школьники и учителя.
А через два года началась полномасштабная война. И криворожские дети так и не вернулись за школьные парты, ведь до 24 февраля 2022 года карантин так и не отменили, а значит полноценной учебы у школьников не было, и они как учились онлайн, так и продолжили учиться. Благо, что за два «ковидных» года наши педагоги смогли довести методы онлайнпреподавания до совершенства.
В прошлом году юные криворожане могли возвратиться в школы, но только в те, где есть убежища. Ведь Кривой Рог - прифронтовой город, его постоянно обстреливают из различных видов оружия, и подвергать детей смертельной опасности никто бы не стал.
Но школ с убежищами в Кривом Роге было мало. Поэтому их стали обустраивать, как за счет средств из местного бюджета, так и привлекая к этому процессу в качестве спонсоров предприятия горно-металлургического комплекса. В тех учебных заведениях, где они появились, городская власть разрешила проводить уроки, и родителей поставили перед выбором: или их дети остаются на дистанционной форме обучения и для них ничего не меняется, или они могут приходить в школу на консультации с учителями (это те же уроки) по определенным дням (так называемая смешанная форма обучения), а в остальное время продолжать учиться заочно.
- Мнения наших родителей насчёт того, как должны учиться их дети, разделились, - говорит директор Криворожской гимназии №103 Елена Юшкина, к которой я обратился с просьбой рассказать, как сейчас проходит учебный процесс в этом учебном заведении. - 687 человек выбрали смешанную форму обучения, остальные - 474 - приняли решение, что их сыновья и дочери продолжат учиться онлайн.
Она рассказала, что на консультации учащиеся приходят в гимназию 1-4 раза в неделю. В дни, когда они не проводятся, дети учатся дистанционно. Консультации проходят по графику проведения уроков. Для учеников младших классов уроки длятся по 30-35 минут, а для старшеклассников - 40.
Когда школьники приходят на уроки, преподаватели разбирают с ними сложные для восприятия и самостоятельного усвоения темы, проводят практические занятия и лабораторные исследования. Если начинает звучать воздушная тревога, все спускаются в укрытие, где уроки продолжаются.
Так как школьная столовая не работает, детям рекомендовано брать с собой на занятия ланчбоксы (тормозки). В укрытии есть запас питьевой воды и нескоропортящихся продуктов: снеки, энергетические батончики, галетное печенье и т. д. на тот случай, если тревога затянется.
Укрытие рассчитано на 1200 человек. Его общая площадь - 700 м2. Здесь есть шесть отдельных помещений. Пять предназначены для учащихся гимназии и лицея №95 (они учатся на базе гимназии), а одно для местных жителей. В убежище есть вентиляция, холодная и горячая вода, санузел. Там стоят парты и стулья, есть буржуйки и обогревательные электроприборы, спутниковые модемы Starlink и Wi-Fi-роутеры.
А как учатся дети, которые продолжают заниматься только дома, так как их родители отказались от смешанной формы обучения? Директор говорит, что эти ребята ежедневно подключаются к онлайн-урокам. Домашние задания они выполняют, используя платформу Google Classroom. Учитель проверяет «домашку», если это необходимо, возвращает её на доработку, а потом ставит ребёнку отметку. За четыре года качество онлайнобразования, конечно же, улучшилось. За это время у каждого учителя сложилась своя система работы, появились определённые наработки, сформировалось понимание того, какие задания лучше подходят для онлайнформата.
- На ваш взгляд, какой формат обучения является более эффективным: дистанционный или смешанный? - интересуюсь у собеседницы.
- На мой взгляд, если ориентироваться исключительно на уровень усвоения ребёнком школьного материала и на развитие его личностных качеств, смешанная форма обучения показывает себя более эффективно, - отвечает на этот вопрос Елена Юшкина. - Во-первых, в гимназии ребёнок проводит больше времени с учителем и лучше усваивает материал. Вовторых, когда школьник физически присутствует на занятиях, он общается со сверстниками и, соответственно, улучшает коммуникативные навыки. С другой стороны, за последние четыре года качество дистанционного образования вышло на новый уровень. Поэтому однозначно дать ответ на этот вопрос, оглядываясь на ситуацию в стране, я пока не могу.
Владислав ВОЛОБОЕВ