ДЕЛО ВРАЧЕЙ
Две криворожанки жалуются на докторов 8-й больницы, которые, по их мнению, проявили непрофессионализм. Ситуации оказались неоднозначными. Мы разбирались, всегда ли стоит винить врачей?
Людима Дзюба
Когда пациентов делят на «наших» и «не наших»
- Я работаю учителем начальной школы, лечусь по месту жительства, в 16-й больнице, - говорит Людмила Дзюба. - Обратилась к участковому врачу с жалобой на головокружение и головные боли. Получила направление на энцефалографию - обследование сосудов головного мозга. После него меня направили в 8-ю больницу на консультацию к невропатологу Марии Тимошиной - на 21 ноября с 12.00 до 13.00.
Отпросившись с работы и подъехав за полчаса до назначенного времени, я заняла очередь. Оказалась четвертой (все, кто стоял в очереди передо мной, тоже были направлены из 16-й больницы). В 12.00 доктор вышла из кабинета и вернулась через полчаса. Где была - непонятно. В 12.35 вошла первая женщина из нашей очереди. Когда вышла, пожаловалась, что выслушала от врача массу претензий - мол, «ей за нас не платят».
В 12.55 Тимошина вышла из кабинета и сообщила, что прием закончен. Хотя в регистратуре нам сказали, что сегодня время приема до 13.30. Нас в очереди к этому моменту оставалось двое. Я всё же вошла в кабинет и попросила принять меня. Говорю, время-то еще есть, а я с работы отпросилась, завтра меня уже никто не отпустит. Врач ответила мне, что не примет, что могу жаловаться куда угодно, и добавила: «Я за вас не отвечаю, вы чужие». И предложила прийти утром на следующий день.
Иду к заведующей амбулаторией Валентине Огородник. Она дала мне номер телефона главврача больницы, жалуйтесь, дескать. С таким отношением врачей я еще не сталкивалась...
За комментариями мы обратились в администрацию 8-й горбольницы. Заведующая 2-й амбулаторией Валентина Огородник сказала, что, по заведенному порядку, из 16-й больницы они ежедневно принимают на консультацию к неврологу Тимошиной не более 3-4-х пациентов - остальные у нее территориально, так сказать, «свои».
Сама Мария Николаевна Тимошина комментировать конфликт отказалась, сославшись на занятость. На часах был полдень, под ее кабинетом стояло-сидело десять пациентов, но отчего-то прием врач не вела. Журналист «Пульса» поинтересовался у «очередников» особенностями приема. Как оказалось, многие сидели уже третий час (прием до 13.00), подтвердили, что доктор приняла несколько человек и почему-то больше никого не приглашает, лишь медсестра периодически выходит, спрашивает: «Есть кто закрыть больничный лист?»
Можно с уверенностью сказать, что десятерых пациентов Мария Николаевна принять в оставшийся рабочий час не успеет. А значит, люди снова, отстояв полдня в коридоре, уйдут ни с чем.
- У нас две ставки невролога на три амбулатории, - объясняет главный врач КУ «Центр первичной медико-санитарной помощи №2» Светлана Квятковская. - Всех, обслуживающихся по месту жительства в 16-й больнице и нуждающихся в консультации невролога, мы распределяем во 2-ю и 3-ю амбулатории - там у нас и работают неврологи. Эти специалисты принимают в среднем по 22-25 человек в день (ставка предполагает 20 человек в рабочее время). Оплачивается им рабочее время, а не количество пациентов, как, например, у участковых. Потому после окончания рабочего времени доктор прием и не обязана вести. Часто бывает, что не успевает всех принять, потому и просит прийти на следующий день. В итоге, все консультацию получают. Согласна, ненормально, что людям приходится просиживать под кабинетом и при этом уходить ни с чем.
Мария Тимошина - хороший специалист, у нее 40 лет трудового стажа. Думаю, здесь играет роль возрастной фактор - Марии Николаевне уже за 70. Утром она бодрая, а к обеду, наверное, устает. Безусловно, делить пациентов на «наших» и «не наших» она не имеет права. Тимошина является врачом Центра, а значит, она обязана принимать всех, направленных к ней. И из 16-й больницы тоже.
Всегда ли прав врач?
- В каждую больницу ежемесячно поступают жалобы от пациентов или их родственников, - говорит Валерий Васильевич Коваленко, начмед 8-й больницы, - и, думаю, так было и будет всегда. Нередко на врачей жалуются люди, у которых есть определенные отклонения в психике, например мания преследования. Да и нормальные люди, насмотревшись телевизор, начинают винить медиков во всех смертных грехах. Мы, как «самые плохие», - по сути, мальчики для битья.
- Когда вы сталкиваетесь с подобными заявлениями и письмами от граждан, внимательно выясняйте обстоятельства, - советует нам юрист Александр Савченко. - Порой в конфликтной ситуации люди склонны преувеличивать. Из-за незнания или уже по сложившемуся стереотипу о том, что в государственных больницах ничего хорошего не жди, люди все чаще прибегают к жалобам в СМИ, а то и к судам. Но всегда ли есть прецедент, - надо разбираться. Бывает, что жалуются справедливо…
Возможно, следующий случай как раз таким и является?
Работал или отпросился?
Оксана Лукаш в четверг 14 ноября обнаружила у себя непонятную шишку на голове и несколько таких же шишек подмышками. В субботу с утра она обратилась к участковому терапевту в свою больницу. Тот, предварительно перезвонив в регистратуру, отправил ее к хирургу в 8-ю. К доктору женщина пришла, по ее словам, к 10.00. Ситуация осложнилась: у нее поднялась температура. Означенное время приема - до 13.00. Но врача Андрея Василюка Оксана не застала: медсестра в кабинете сказала, что он отпросился и ушел. На вопрос «что-делать-аврал-температура?!», медсестра посоветовала обратиться в стационар. Но и там хирурги не нашли оснований для оказания помощи больной, предложив ей подождать до понедельника и снова прийти к Василюку на прием.
Хирург Андрей Василюк, он же заведующий отделением, сказал, что он был на рабочем месте до 13.00. А, дескать, Оксана пришла после часа дня. И вот слово врача против слова пациента. Кому верить?
- После жалобы гражданки Лукаш в горздравотдел я лично позвонил Оксане Георгиевне и пригласил ее на осмотр в ближайшее время приема, - но она так и не появилась, - говорит доктор Василюк.
А не появилась потому, что женщина, вконец отчаявшись и испугавшись непонятных симптомов, обратилась в частную клинику, где ей и оказали помощь. В шишках, кстати, был гнойный процесс. Он-то и давал высокую температуру. Не хочется зря нагнетать ситуацию, мы не медики, но кто знает, чем обернулось бы дальнейшее промедление и ожидание врачебной милости в случае Оксаны.
Куда жаловаться?
По закону, все мы имеем право получить доступную и качественную медпомощь. В свою очередь, у каждого сотрудника лечебного учреждения есть должностная инструкция, согласно которой у него имеются определенные обязанности. В ней также прописаны нормы поведения при общении с гражданами, среди которых: тактичность, профессионализм, недопущение конфликтных ситуаций и разрешение их в случае возникновения.
Если возникает конфликтная ситуация с пациентом и она не решается, то врач обязан сообщить об этом своему непосредственному начальству. И уже вместе с заведующим отделением или главврачом решить, как следует поступить.
Если у пациента есть претензии к медицинскому работнику, он может либо позвонить на горячую линию в городской или областной отдел здравоохранения, либо, что, порой, эффективнее, обратиться к непосредственному начальству того или иного врача. Обычно конфликтные ситуации разрешаются легче на месте.
Ольга Ворон
•Телефон горячей линии департамента охраны здоровья Днепропетровской облгосадминистрации: 0-800-50-72-50 (бесплатно).
Амбулатории, действующие на сегодняшний день в Кривом Роге
•КП «Центр первичной медико-санитарной помощи №1»
Амбулатория №1
Ул. Маршака, 1а.
Заведующая - Татьяна Ивановна Чередниченко.
Тел.: 38-46-05, 38-46-09.
Амбулатория №2
Ул. Матросова, 82.
Заведующая Галина Петровна Погребняк.
Тел.: 35-72-52.
•КП «Центр первичной медико-санитарной помощи №2»
Амбулатория №1
Ул. Мусоргского, 32а.
Заведующая - Инна Константиновна Тишкина.
Тел.: 51-21-88, 51-05-65.
Амбулатория №2
Ул. 23-го Лютого, 55.
Заведующая - Валентина Ивановна Огородник.
Тел.: 36-31-50, 36-31-47.
Амбулатория №3
Ул. Мировича, 9.
Заведующий - Виталий Николаевич Мищенко.
Тел.: 51-28-04, 51-28-03.
•КП «Центр первичной медико-санитарной помощи №3»
Амбулатория №1
Ул. Женевская, 6б.
Заведующая - Валентина Степановна Мазур.
Тел.: 66-13-51, 66-13-11.
Амбулатория №2
Ул. Азизбекова, 11.
Заведующая - Светлана Николаевна Высочина.
Тел.: 53-02-61.
•КП «Центр первичной медико-санитарной помощи №4»
Амбулатория №1
Ул. Мелешкина, 21.
Заведующая - Людмила Анатольевна Полусмяк.
Тел.: 464-13-12.
Амбулатория №2
Пл. 30-летия Победы, 2.
Заведующая - Светлана Владимировна Матанская.
Тел.: 491-66-13.
Амбулатория №3
Ул. Поперечная, 1а.
Заведующий - Юрий Николаевич Игнатов.
Тел.: 65-02-33, 440-06-87.
Амбулатория №4
Ул. Мелешкина, 33.
Заведующая - Татьяна Николаевна Журавлёва.
Тел.: 64-30-41, 067-628-56-38.
Амбулатория №5
Ул. Кустанайская, 6.
Заведующая - Светлана Анатольевна Сизон.
Тел.: 464-04-10.
Амбулатория №6
Ул. Мануйлова, 5а.
Заведующая - Наталья Леонидовна Малик.
Тел.: 464-01-72.
Амбулатория №7
Ул. Гутовского, 15.
Заведующая - Валентина Анатольевна Трулич.
Тел.: 410-06-84, 067-628-56-65.
Амбулатория №8
Бульвар Кирова, 17.
Заведующая - Лидия Ивановна Мещерякова.
Тел.: 91-47-40, 096-502-72-26.
Амбулатория №9
Бульвар Кирова, 2а.
Заведующая - Марина Викторовна Головнина.
Тел.: 407-24-04, 067-628-56-60.
•КП «Центр первичной медико-санитарной помощи №5»
Амбулатория №1
Ул. Рязанова, 8а.
Заведующая - Ангелина Валентиновна Педосюк.
Тел.: 74-84-54, педиатрия - 74-18-35.
Амбулатория №2
Ул. Тбилисская, 14.
Заведующая - Валентина Игоревна Исаева.
Тел.: 26-25-73, педиатрия - 26-18-48.
Амбулатория №3
Ул. Орджоникидзе, 2.
Заведующая - Татьяна Григорьевна Авраменко.
Тел.: 407-14-89.
Амбулатория №4
Ул. Революционная, 71б.
Заведующая - Валентина Ивановна Суховий.
Тел.: 71-60-43.
Амбулатория №5
ул. Путейная, 26.
Заведующая - Татьяна Георгиевна Ярина.
Тел.: 72-34-34.
Филиал (педиатрия) - ул. Мухина, 2.
Тел.: 72-14-40.
•КП «Центр первичной медико-санитарной помощи №6»
Амбулатория №1
Ул. Пушкина, 13.
Заведующая - Наталья Васильевна Иванюха.
Тел.: 90-09-84, 90-13-32.
Амбулатория №2
М-н Всебратское-2, 65а.
Заведующий - Владимир Михайлович Круподер.
Тел.: 27-74-42, 27-74-20.
Амбулатория №3
Ул. Халтурина, 3.
Заведующая - Татьяна Александровна Баборак.
Тел.: 462-10-79, 462-11-47.
Амбулатория №4
Пл. Освобождения, 2.
Заведующая - Виктория Семеновна Колесник.
Тел.: 92-49-52, 92-49-51.
Амбулатория №5
Ул. Панаса Мирного, 18.
Заведующая - Ольга Николаевна Андриевская.
Тел.: 406-49-21, 21-15-97.
Амбулатория №6
Ул. Погребняка, 10а.
Заведующая - Марина Владимировна Вишневая.
Тел.: 27-17-04.
Амбулатория №7
Ул. Тополиная, 11а.
Заведующая - Валентина Алексеевна Слисаренко.
Тел.: 477-23-41.
Амбулатория №8
Ул. Герцена, 6а.
Заведующая - Ольга Викторовна Хмиленко.
Тел.: 422-42-11.
•КП «Центр первичной медико-санитарной помощи №7»
Амбулатория №1
Ул. Каткова, 2.
Заведующая - Светлана Сергеевна Кучеренко.
Тел.: 22-41-30.