КАК ЗАСТАВИТЬ ЖЭК РАБОТАТЬ
- Я со своей семьей живу в квартире на последнем этаже. У нас постоянные проблемы: то крыша протекает, то с отоплением перебои, то крысы в подвале заводятся - всем подъездом вывести не можем! Постоянно ругаемся с ЖЭКом, но никаких результатов. Как добиться выполнения их обязанностей?
На вопрос отвечает генеральный директор Юридической ассоциации «Региональная правовая группа» Евгения Палий:
- После недавних реформ между жильцами дома (или ОСББ, если такое было создано) и ЖЭКом должны быть заключены договоры о предоставлении услуг. Если у Вас такого договора нет, Вам нужно его заключить. Для этого Вы подаете заявление на имя начальника ЖЭКа. В нем Вы просите подготовить и заключить с Вами договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг на основе типового договора, а также предоставить информацию о перечне услуг, их стоимости и потребительских свойствах, режиме их предоставления, структуре цен и тарифов и т.д.
В любом случае есть определенный перечень услуг, которые ЖЭК обязан предоставить жильцам. Он утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины №529 от 20 мая 2009 года. В этот список, за выполнение которого и уплачивается квартплата, входят: уборка лестничных клеток, придомовой территории, подвалов, технических этажей и крыш; обслуживание диспетчерских систем, систем тепло- и водоснабжения, систем водоотвода и канализации, вентиляционных шахт, систем противопожарной сигнализации и дымоотвода в доме; техническое обслуживание и энергообеспечение лифтов; вывоз и утилизация твердых бытовых и негабаритных отходов; текущий ремонт инженерных систем здания и элементов внешнего благоустройства, детских площадок; подготовка домов к осенне-зимнему периоду; обслуживание и ремонт квартирных счетчиков воды и тепла; дератизация и дезинсекция.
Вам необходимо документально зафиксировать тот дефект или проблему, которые не дают Вам спокойно жить. Для этого Вы подаете заявление на имя начальника ЖЭКа о вызове его представителя для составления акта-претензии. В заявлении указываете, что, согласно определенному пункту Вашего с ЖЭКом договора, он обязался предоставить Вам конкретные услуги, которые были предоставлены с нарушениями или вообще не были предоставлены. Например, в определенный период времени отсутствовала горячая вода или тепло или дом не был подготовлен к зиме, в связи с чем в подъезде теперь холодно, или не был проведен текущий ремонт крыши, в связи с чем она теперь протекает.
После оформления акта-претензии Вы можете подать в ЖЭК заявление о нарушении условий договора. Как вариант, Вы можете подать заявление о перерасчете размера коммунальных платежей - такой же структуры. Если и это Ваше заявление будет проигнорировано или на него дана отписка, Вы имеете право обратиться в отдел по защите прав потребителей. В том случае, если проблему можно устранить самостоятельно, Вы имеете право провести соответствующие работы, обратившись потом в суд с иском к ЖЭКу о возмещении Ваших затрат.