Если убийце вынесли приговор, это ещё не значит, что его посадят

 С жительницей Широковского района Людмилой Дмитриевной Чешок и её супругом Степаном Юрьевичем мы познакомились в феврале прошлого года. Пенсионеры попросили меня написать в «Пульсе» о той несправедливости, с которой им пришлось столкнуться. Дело касалось их сына, которого за несколько недель до нашей встречи убил 65­­-летний житель посёлка Бажаново Николай Лабунец.

 

УБИЛ НА ПОЧВЕ
НЕПРИЯЗНЕННЫХ
ОТНОШЕНИЙ
 Убийство произошло 9 февраля 2018 года. В тот день 33-летний Игорь Чешок, проживающий в доме по улице Коротченко, пошел в свой гараж, расположенный в гаражном кооперативе «Дружба» (ул. Иртышская), для того чтобы сделать там полочки. Дело уже шло к концу, когда он понял, что забыл взять из дому шпаклевку. Позвонил домой и попросил свою младшую дочку Настю, чтобы та принесла ему ее. На часах было 17.31.
 До гаража - 7-10 минут ходьбы от их дома. В 17.40 Настя уже была на месте. Когда девочка подходила к гаражу, заметила, как кто-то чужой закрывает двери. Присмотрелась - дядя Коля. Она поинтересовалась у него, где ее отец, на что тот ответил: «В гараже».
 Девочка зашла в гараж и увидела, что ее папа лежит в луже крови. Настя стала просить Николая Лабунца вызвать «скорую», но тот сел в свою машину и уехал.
...Игорь Чешок приобрел этот гараж три года назад. Покупка была выгодной, ведь гараж находился практически рядом с многоэтажкой, в которой он жил вместе с женой, малолетними дочерью и сыном. Но радость была недолгой. Дело в том, что его гараж находится прямо напротив дома Николая Лабунца, что по улице Гомера, вернее, напротив его тыльной стороны.
 Николай Федорович как-то сразу невзлюбил своего «гаражного» соседа. Может быть, причиной этому стала элементарная зависть. Ведь чуть ли не ежедневно одинокому Николаю Федоровичу приходилось наблюдать из-за забора не только этого здорового, материально обеспеченного, благополучного во всех отношениях мужчину в самом расцвете сил, но и его жену и детей, которые всем своим видом показывали, что любят своего мужа и отца.
 Чтобы жизнь Игорю не казалась такой прекрасной, вредный пенсионер решил ему ее подпортить своими придирками. Основной причиной стычек между Николаем Лабунцом и Игорем Чешок стал... мусор. Якобы автолюбитель оставлял его возле своего гаража. Особо раздражали пенсионера пластиковые бутылки, которые, когда поднимался ветер, плавно «перетекали» к забору пенсионера.
 20 января 2018 года между Николаем Федоровичем и Игорем, по словам Людмилы Чешок, произошла очередная ссора, в ходе которой пенсионер стал угрожать молодому мужчине убийством. А 9 февраля, когда Чешок пришел в свой гараж, чтобы сделать полочки, Лабунец осуществил свою угрозу - он выстрелил в шею оппонента из гладкоствольной винтовки 16-го калибра.
 Полиция задержала преступника через семь часов после совершенного убийства. При обыске в его доме было обнаружено то самое ружье, из которого убили молодого мужчину. На руках пенсионера остались пороховые следы, были также изъяты пули, идентичные той, которая стала причиной смерти Игоря. Под давлением неоспоримых улик Николай Лабунец сознался в убийстве.

 ОТПРАВИЛИ ПОД
 ДОМАШНИЙ АРЕСТ
 И вот тут стали происходить странные вещи. Через три дня, 12 февраля 2018 года, Центрально-Городской суд Кривого Рога выносит решение отпустить человека, которого подозревают в умышленном убийстве, под домашний арест. Аргументация: подозреваемый - преклонного возраста, судим ранее не был, имеет постоянное место жительства, положительно характеризуется окружающими, в частности, бывшей женой и сыном, то есть сбегать никуда не будет. Следователь настаивал, чтобы подозреваемого отправили в СИЗО ждать приговора суда, однако прокурор не смог найти аргументов, чтобы поддержать правоохранителя. Не согласившись с таким приговором, супруги Чешок обратились в «Пульс» за помощью.
 - Мы не были на том суде, - рассказывала тогда Людмила Дмит­риевна. - В то время, когда убийцу моего сына выпускали на свободу, мы с отцом забирали тело Игоря из морга, чтобы похоронить. Игорь - прекрасный сын, отец и муж. Он окончил металлургический техникум, после которого пошел работать на КМК уборщиком горячего металла. Отец Игоря - инвалид I группы по общему заболеванию, без костылей ходить не может, сын был его главным помощником.
 Женщина не могла сдержать слез, когда рассказывала об этом. Плакал и ее муж.
 - За что он убил моего сына? - спрашивает Степан Юрьевич. - Как мы с матерью теперь без него? Он оставил без отца двоих детей - 13 и 15 лет. Что мой сын ему сделал? Сейчас убийца не за решеткой, а дома. Где справедливость?

ПРИГОВОР ВЫНЕСЕН,
А ПРЕСТУПНИК
НА СВОБОДЕ
 Под домашним арестом зло­умышленник находился до вынесения ему приговора Жовтневым судом (суды до сих пор не переименованы - прим. ред.). А произошло это только в январе 2019 года. Николай Лабунец был приговорен к десяти годам лишения свободы. Но это только в фильмах преступника, когда ему объявляют приговор, сразу же забирают конвоиры из зала суда. В жизни, как оказалось, бывает и по-другому. Прямо из зала суда Николай Лабунец... отправился домой.
 - Я спросила у прокурора, почему его не арестовали? - рассказывает мама убитого. - Он мне ответил, что у осужденного есть три месяца, в течение которых он, если подаст апелляцию, может находиться дома. Лабунец ее в оговоренный законом срок не подал. А вот мы подали, чтобы преступнику увеличили срок отбытия наказания.
Прошло несколько месяцев. Семья погибшего была уверена, что Лабунцу, наконец, изменили меру пресечения и теперь он находится в СИЗО. Однако вскоре им позвонили знакомые, которые сказали, что видели убийцу в собственном дворе.
 - Мы не могли понять, как такое может быть? Почему убийца моего сына, которому вынесен приговор, не в тюрьме? - рассказывает Людмила Чешок. - Я вызвала полицию.
 Правоохранители приехали, позвонили Людмиле Дмитриевне, спрашивают: «Вы где?». Она им ответила, что находится у себя дома, в селе, и приехать не может. «А нам что делать? - говорят. - Он же закон не нарушает». Она им пояснила, что этот человек убил ее сына, приговор, вынесенный Жовтневым судом, есть, он должен быть арестован. На что полицейские сказали: «Мы ничего сделать не можем. Нет оснований его задерживать. Вот если бы вы его спровоцировали, и он на вас напал...».
 - Это нормально, как вы считаете? - возмущается собеседница. - А еще меня поразило, что он своим ходом ездил в Днепр на заседания в апелляционный суд. Ведь он же под домашним арестом находился, в приговоре четко сказано, что он дома должен сидеть, даже во двор выйти не может. А он на маршрутке в Днепр едет... У государства, наверное, денег нет, чтобы под конвоем преступников в суд возить. Придется ведь и за топливо заплатить для машины, и конвоирам за работу... Мне знакомые говорили, что Лабунец якобы кому-то заплатил, чтобы его не «закрыли». Но это не так. Чем ему платить? Он даже адвоката себе нанять не смог, его государственный защищал. У него из доходов - одна пенсия.
 Апелляционный суд, который состоялся 12 сентября 2019 года, оставил приговор суда первой инстанции без изменения. То есть сидеть Лабунцу десять лет. Из Днепра переслали решение судьи в Жовтневый суд Кривого Рога, которое там получили 15 октяб­ря. И перенаправили в Покровский райотдел полиции, сотрудники которого должны были арестовать осужденного. Казалось бы, теперь уж точно убийцу «закроют».
 - Но его никто арестовывать не стал, - рассказывает Людмила Дмитриевна. - Я звонила на горячую линию МВД, Кабмина, Генпрокуратуры. Но все безрезультатно. Пошла в Покровский райотдел полиции. Говорю дежурному, что прошу выз­вать наряд по такому-то адресу, вы должны арестовать Лабунца. Послали меня в какой-то кабинет к начальнику. Там были несколько человек. Выслушали. Говорят, едьте в Центрально-Городской райотдел, где велось следствие, мы туда приговор переслали. Они его должны арестовывать. Я их попросила назвать номер исходящего письма. А они отвечают, что тот сотрудник, который занимался пересылкой, сейчас отсутствует. Я поехала в Центрально-Городской райотдел. Там говорят: «А мы при чем? Приговор должен был прийти из суда в Покровский райотдел. Преступ­ление ведь было совершено в Покровском районе». Поехала я в Жовтневый суд, в канцелярию, чтобы приговор забрать и в полицию отвезти. А там женщина мне говорит: «Чего вы приехали? Лабунец давно сидит». Я ей: «Нет. Он - дома». Она позвонила в полицию, сказала, чтобы искали приговор, который она им давно отправила.
 Поехала мать убитого в прокуратуру. Там выяснили, что в Покровском отделении полиции, куда пришел приговор из суда, почему-то решили, что осужденный Лабунец находится в СИЗО, и переслали документ туда. Мол, пусть следственный изолятор и конвоирует его к месту отбытия наказания. Они даже не посмотрели, что убийца почти два года находится у себя дома.

 БЕЗ НЕГО ТЯЖЕЛО
 - 20 ноября мне позвонили из Покровского отделения полиции, извинились за свою невнимательность, - рассказывает Людмила Дмитриевна. - Сказали, что арестовали убийцу моего сына. Вы знаете, я думала, что теперь мне станет легче. Но нет. Сейчас я понимаю, что если бы Лабунцу дали даже пожизненный срок, и тогда мне легче не стало бы... Я очень скучаю по сыну. Выйду на улицу, посмотрю на крышу и заплачу - ее ведь мой сыночек сделал. На гараж смотрю, слез сдержать не могу - его тоже Игорь построил. На огород пойду, вспомню, что Игорек его обрабатывал... Тяжко всем нам, ох как тяжко...
                                                                                                            Елена ЧЕРНИЧКИНА