Почему подорожали яйца?


5 Есть такая сказка, которая начинается словами: «Жили-­были дед и баба. И была у них курочка Ряба. И снесла курочка яичко ­- да не простое, а золотое».

 Проблема у бабы с дедом заключалась в том, что они никак не могли разбить это треклятое яйцо. Но их бы заботу ­- да в наше время!
 У нас курочки тоже несут «золотые» яйца. Но не в прямом смысле, а в переносном. Впрочем, в сказке тоже яйцо было не из золота, потому что, во-­первых, мышка его одним только хвостиком разбила, во­-вторых, зачем сказочным пенсионерам нужно было бить золотое яйцо? Наверняка оно было съедобным.
 А вот современным пенсионерам, судя по всему, яйца приходится кушать не часто. Ведь заплатить 35 гривен за десяток далеко не каждому пенсия позволяет. Потому как минимальную зарплату с 1 января подняли на тысячу -­ до 6000 грн., а прожиточный минимум, от которого зависят все социальные выплаты, в том числе и пенсия, как был две тысячи с копейками, так и остался.
 Я почему-­то была уверена, что «яичное» подорожание связано с новогодними праздниками, что цены после Нового года и Рождества, как это было в прошлые годы, упадут. Но в воскресенье пришла на рынок к тете Соне, которая этими самыми яйцами торгует, и была поражена: цены на них не уменьшились!
 Недоумевая, задаю ей вопрос: «Почему на улице уже 7 февраля, а яйца до сих пор стоят 35 гривен?».
 А она мне отвечает: «А знаешь ли ты, сколько стоит корм для курей?».
 Конечно, я не знаю, потому что домашней птицы у меня нет. И если у меня ее нет, то зачем мне интересоваться, сколько стоит корм? А он, оказывается, как утверждает тетя Соня, подорожал в два раза. А еще в два раза подорожала электроэнергия, без которой в птичнике не обойтись, на 25-­30% в сельском районе поднялась стоимость воды, в 3,5 раза, по сравнению с летом подорожал газ, минимальная зарплата, опять же, выросла, плюс топливо, без которого машина с яйцами в город не поедет, растет в цене.
 Тетя Соня рассказала, что в таких условиях птицефабрикам просто не выжить. Она утверждает, что уже шесть предприятий прекратили поставлять в Кривой Рог яйца. А если наблюдается дефицит товара, цены, опять­-таки, начинают на него расти.
 - Режут хозяева птицефабрик птицу, -­ вздыхает она. -­ Им же теперь невыгодно ждать, пока куры снесутся. Потому что пока это произойдет, сколько воды утечет, сколько света «сгорит», сколько корма каждая курица склюет и т. д. и т. п. Конечно же главное, что убивает птицеводство, ­- это подорожание корма. Наши поставщики говорят, что засуха прошлым летом уничтожила большую часть урожая. Вот тебе и ответ на вопрос, почему яйца по 35 гривен и птичники вырезают курей, уток и индюшек. Скажу больше: я сама скоро с рынка уйду. Видишь, нас и сейчас только двое осталось, а было шестеро продавцов яиц. За местовое в этом павильоне так цену подняли, что вообще невыгодно стоять. А люди яйца сейчас в тех объемах, что раньше, не покупают. Кому они нужны по такой цене?
 Ну насчет неурожая, который привел к подорожанию корма, то ли тетя Соня, мягко говоря, решила навешать мне лапши на уши, то ли ей ее навешали поставщики яиц. На днях была я в одном из сел, что рядом с Кривым Рогом, где селяне рассказали, что тамошний фермер в прошлом году собрал 60 центнеров пшеницы с гектара. И это очень хорошо, потому что в среднем ежегодно он собирает по 40 центнеров. То есть подорожание кормов ну никак не связано с потерей урожая из­-за засухи. Просто большую часть этого урожая, как у нас это бывает, крупные агрофирмы скорее всего отправили на экспорт, чтобы заработать валюту.
 И теперь имеем, что имеем.
 Если еще летом 8­-литровое ведро пшеницы в Кривом Роге стоило 30 грн., то сегодня его продают по 67 грн. Если 25-­килограммовый мешок корма для птицы (его готовят путем смешивания пшеницы с полезными добавками) стоил 400 гривен, то сейчас в 2,5 раза дороже! Более того, сейчас частные предприниматели, которые занимаются изготовлением таких кормов, перестали закупать пшеницу по новым ценам, потому как их корма по 1000 грн. за мешок покупатели перестали брать. Видно, не только хозяева птицефабрик, но и селяне, которые растят птицу для собственных нужд, стали ее вырезать.
 Но ведь не только яйца подорожали. Посмотрите, что делается с курятиной! По сравнению с концом января куриное филе в фирменном магазине, который находится недалеко от рынка, на котором торгуент тетя Соня, подорожало с 87 гривен за кило до 97 гривен, фарш куриный рубленый стоит почти сотню, хотя еще неделю назад стоил на десятку меньше, крылышки и гомилки выросли в цене с 43 до 52 гривен, окорочка подорожали с 52 до 59 гривен, бедрышка стоят почти 70.
 Но самое главное (может, вы и не заметили) ­- подорожал хлеб. С начала прошлой недели буханка самого популярного в Кривом Роге -­ «Бажановского», поднялась в цене почти на гривну. И это не предел, пояснила мне продавец фирменного ларька, в котором продается продукция с хлебозавода, что на 173-­м квартале. Скорее всего будет еще одно подорожание.
 А как вам подсолнечное масло по 47­-50 гривен за литр? А ведь еще летом оно стоило 28­-30 гривен, а селяне продавали тонну семечек на переработку за 1200 гривен. Сейчас тонна стоит 1800 гривен. Но для такого подорожания хоть реальная причина есть. Дело в том, что в 2020 году был очень бедный урожай подсолнуха. В агрохозяйстве мне пояснили, что если в 2018 году местный фермер собирал с гектара от 2400 до 3000 кг семечек, то в 2020-­м ­- всего 400 кг. Именно на семечках и «отыгралась» засуха ­- без дождя почти весь урожай пропал. Но и годом раньше, в 2019-­м, подсолнухам не повезло: тем летом над Криворожьем пронесся вихрь, который положил почти весь урожай на землю. И он пропал. Но тогда к нам подсолнечное масло завозили из других областей, поэтому хоть оно и подорожало, но незначительно. А прошлогодняя засуха накрыла всю Украину.
 Впрочем, подорожали не только яйца, курятина, хлеб и масло. Дорожает все. Хотя нет... Водка не подорожала и... бананы. Так что, если вам хочется хоть немножко отдохнуть от нашей жестокой реальности, можно воспользоваться правилом трех «зе»: забухать, закусить бананом и забыться.
                                                                                                                Елена ЧЕРНИЧКИНА