Фуршет

Алла Кульбаба: «Стараюсь как можно чаще приезжать в Кривой Рог»

9-1Народная артистка Украины, дирижёр Национальной оперы им. Т.Г. Шевченко Алла Кульбаба недавно посетила наш город в качестве гостьи. В стенах Криворожского музыкального колледжа (бывш. музучилище) состоялся концерт «Музыка и вечность... Тем, кого с нами нет...». Нестареющие произведения классиков прозвучали в исполнении симфонического оркестра этого учебного заведения, которым она дирижировала.
В перерывах между репетициями Алла Анатольевна любезно согласилась ответить на вопросы корреспондента «Пульса».
­

- Алла Анатольевна, по роду своей деятельности вы работаете со многими профессиональными музыкантами, а чем интересен творческий процесс именно со студентами?
­- Сам процесс длится достаточно давно. Ведь я еще и преподаю на кафедре оперной подготовки Национальной музыкальной академии Украины им. П. И. Чайковского. И хотя работаю в основном с вокалистами, непосредственно в оперной студии будущие музыканты проходят оркестровую практику. Так что работа со студентами для меня самой привычна и интересна. Ведь вместе с ними многому учусь и я сама.
В музыке очень важно понимание. Если с профессионалами в этом плане проще и работа строится по принципу ­ меньше слов ­ больше дела, то с теми, кто в профессии делает первые шаги, важно доступно объяснить, подобрать нужные слова, чтобы вместе сработать на общий результат. Ведь дирижер ­ это музыкант, способный заставить оркестр играть так, как он слышит, представляет и чувствует!
-­ Хотелось бы с вашей помощью развенчать миф о том, что дирижировать оркестром ­ исключительно мужское дело.
-­ Это давно не так. Такого стереотипа нигде в Европе уже не существует. Только за последние 20 лет появилось очень много талантливых женщин­дирижеров. Приятно, что такая тенденция наблюдается именно в нашей стране. Более того, в таком традиционном конкурсе оперного искусства как «Оpera Awards», на номинацию «Лучший дирижер» были выдвинуты две женщины. И одна из них ­ украинка Оксана Лынив. Кроме того, в 2020 году в Европе будет проводиться Международный конкрус женщин­дирижеров. В Киеве многие мои коллеги работают в разных оркестрах Украины. Недавно я узнала, что одной из первых женщин­дирижеров в Украине Алисе Видулиной, которая сейчас живет в Харькове, исполнилось 92 года.
­- А как вы пришли в эту профессию?
-­ Это произошло благодаря моей альма-­матер -­ Криворожскому музыкальному училищу. Когда­-то и я была здесь студенткой. До сих пор признательна всем педагогам, особенно дирижерско­хорового отдела, которые делились своими творческими знаниями и умениями. И конечно же ­ моему родному педагогу по специальности Людмиле Красильниковой. Она с самого начала обучения поставила задачу ­ поступление в Киевскую консерваторию.
К тому же особая атмосфера меня окружала с детства. В доме №22 по улице Лермонтова, где я когда­то жила, было много артистов из нашего драматического теат­ра, а работа дирижера оркестра меня восхищала и производила неизгладимое впечатление. Поступив в Киевскую консерваторию, я училась на хоровом факультете. А по окончании появилось желание учиться на симфоническом отделении. В итоге получила два образования ­ хормейстер и дирижер­симфонист.
Когда же в Национальной опере освободилось место суфлера, я, не раздумывая, согласилась. Главное условие в этой профессии ­ дирижерское образование. Так судьбе было угодно, что на три года театральная «ракушка» стала моим рабочим местом. Для меня это была очень хорошая практика. В 1994 году я стала лауреатом на Первом Национальном конкурсе дирижеров им. С. Турчака. Победа дала возможность сдать госэкзамен по оперному дирижированию в Национальной опере Украины. Благодаря этому меня взяли ассистентом главного дирижера, а затем и просто дирижером Национальной оперы. И в этом году у меня юбилей ­- 25­-летие творческой деятельности. Четверть века моя жизнь связана с оперным театром.
-­ У вас достаточно внушительный список спектаклей, в которых вы дирижируете. Это оперы «Аида» Дж. Верди, «Кармен» Ж. Бизе, «Тайный брак» Д. Чимарозы, «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно и многие другие. А есть любимый спектакль, где работается с особым наслаждением?
-­ Пожалуй, в момент работы каждый из них самый лучший. Но есть спектакли, по которым, я бы сказала, есть ностальгия. Это те, которых сейчас нет в театральных афишах. Я очень скучаю, что сейчас не идут «Царская невеста» Н. Римского­Корсакова, «Пиковая дама» П. Чайковского, «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно. Музыка в них гениальная как по драматургии, так и по симфонизму, исключительному действию на слушателя.
­- У вас есть с чем сравнивать, ведь вы знакомы с разной публикой. Каково отношение к классике в мире, где она больше востребована, а где не очень?
­- Именно классической музыке в Европе уделяется очень много внимания, что связано, прежде всего, с воспитанием слушателя. Приведу несколько примеров. В прошлом году мне довелось побывать в Берлине. Только представьте, на спектакле «Тристан и Изольда», который длится шесть часов, во время действия стояла гробовая тишина. Я была ошеломлена, замечая, как публика внимает каждому звуку, следит за мельчайшими движениями на сцене. Вагнер у немцев ­ особый кумир. Они привыкли не просто ходить в теат­ры, для них это больше чем просто ритуал, скорее, это образ жизни. Такие посещения заранее расписаны, для этого специально подбираются вечерние наряды. При этом тамошние театралы знают цену каждому певцу, режиссеру, и если качество исполнения их не устраивает, последует активная реакция зала в виде гула или топанья ногами.
Несколько иная ситуация в Голландии. Оперных трупп в театрах нет. Однако на высоком уровне организована популяризация классической музыки, для этого государством специально выделяются деньги, участвуют в таких проектах и меценаты. Кстати, там часто выступают и некоторые оперные труппы Украины.
У нас же наблюдается несколько иная картина. Скажем, еще при Союзе в каждом правительственном концерте всегда были задействованы оперные певцы, классические танцоры, симфонические оркестры. Благодаря этому в то время их знали все. Теперь же каждый в этом искусстве борется за себя сам. Лишь немногие театры могут позволить себе пригласить какого­нибудь очень известного певца или дирижера. Что говорить, если в то время при среднестатистической зарплате 120 рублей, артистам платили 400! Теперь же многие вынуждены дополнительно искать подработку. Да и у меня самой до недавнего времени их было три.
Но, опять же, преподавательская работа ­ это хорошо. Но для творческого развития и профессионального роста необходимы выступления и гастрольные поездки. Удручает и то, что для молодежи, кто избрал для себя музыку как профессию, сейчас нет мотивации. Поэтому многие студенты по окончании вузов стремятся уехать за границу. В нашей стране, к сожалению, далеко не всегда достойно оплачивается труд музыканта.
-­ Вы криворожанка, хоть сейчас и живете в Киеве, но родной город не забываете, часто сюда приезжаете, проводите мастер­классы для студентов, участвуете в концертах...
-­ Это так, тем более, что все мои близкие родственники ­ мама, сестра, племянники живут в Кривом Роге. Поэтому стараюсь как можно чаще здесь бывать и рада любой такой возможности, особенно, когда приглашает любимое училище. Главное -­ вовремя все спланировать.
­- Это правда, что у вас музыкальная семья?
-­ Да, мой сын - ­ кларнетист, отец моего ребенка -­ гобоист, солист оркестра Национальной оперы. Хотя если говорить о себе, среди моих криворожских родственников как­-то все инженеры. Сколько помню, моя мама всегда любила петь. У бабушки был прекрасный голос. Думаю, их талант передался и мне.
­- Недавно вам было присвоено звание «Народная артистка Украины», как восприняли такую оценку своего труда?
-­ С большой благодарностью и очень высоким чувством ответственности быть достойной этого высокого звания. Рада, что администрация театра отметила меня и подала кандидатуру на его присвоение. Всю себя без остатка я всегда отдавала любимой профессии, оставаясь верной музыке.
­- Всем известно, что творческие люди в большей или меньшей степени подвержены суевериям. А вы?
­- По своей сути я человек не суеверный, но есть то, о чем знают и что делают почти все музыканты. Если при изучении нотного материала неожиданно падает клавир или партитура ­- нужно сесть на пол сверху книги (смеется) и посидеть некоторое время, чтобы не растерять знания.
-­ Поделитесь своими ближайшими творческими планами.
­- В марте у меня запланированы репетиции нескольких концертов. Один из них состоится в Днепре, где будут петь прекрасные солисты оперных театров Украины. Другой посвящен моему творческому юбилею. Далее работа над достаточно сложным спектаклем «Мадам Баттерфляй».
-­ Наша газета выходит накануне женского праздника, ваши пожелания нашим читательницам?
­- Всегда оставаться самыми очаровательными, несмотря на все наши проблемы, быть любимыми и главное ­ здоровыми. И еще ­ давайте не забывать о главном: нежной и желанной женщина должна оставаться не только в праздники, но и круглый год.

Александр ШИДО