Прощай, Батя
13 июня 21.32 - память мобилки Оксаны Кивы сохранила точное время последнего разговора с мужем. Собственно, разговор-то был пустяшный. Всего несколько слов. Да и о чём говорить перед обычным полётом? Владислав просто пошутил:
- Вот, на старости лет довелось лететь на таком страшном самолёте.
А спустя несколько часов об этом «страшном самолёте» узнал весь мир…

Служить Владислав начинал еще в Советской армии
Водитель стал десантником
Вообще-то 41-летний Владислав Кива никогда не числился в десанте. Срочную он отслужил водителем, что было абсолютно закономерно. Еще бы! С техникой Владислав всегда был «на ты». С самого детства. В его родной Томаковке любой скажет, что он, водитель-механик от Бога, мог хоть с закрытыми глазами разобрать-собрать по винтикам любой мотор. В его руках автотехника оживала. Все равно, что какой-нибудь допотопный мопед или самая навороченная иномарка.
Потому и учиться пошел в местный сельскохозяйственный лицей, по окончании которого и пошел служить в тогда еще Советскую армию. Впрочем, это дела давно минувших дней. Вернувшись домой, младший сержант Владислав Кива очень скоро стал совершенно мирным человеком. Армейская служба, казалось, навсегда осталась в прошлом: в дембельском альбоме, на черно-белых солдатских фото. Ну и, разумеется, в памяти. И только.
В реальности же всё вышло иначе. Частичная мобилизация, объявленная в стране, коснулась и Владислава. Повестка пришла и ему. Быть может, в глубине души младшему сержанту запаса не верилось в серьезность своего нового призыва. Пятый десяток разменял! Но, что делать, если Родина позвала? Значит, так надо!
- Владислав служил в сухопутных войсках, а не в десанте, но поступило разъяснение, что иметь прыжковую подготовку необязательно, потому его и взяли, - отмечает Томаковский военком Юрий Науменко. - Его учетная специальность - командир автомобильного отделения - и возраст (сержантов призывают до 45 лет) подходили для призыва. Он действительно был самым старшим в группе и пользовался непререкаемым авторитетом. Его и называли с уважением - Батей.
Районный военком Юрий Науменко: "Владислава Киву уважали все"
Каждый раз говорил: «Я вернусь!»
И в армии, и на гражданке такие люди всегда нужны. Чтобы среди безусых мальчишек был такой взрослый, бывалый мужчина. Который всегда может подсказать и подучить. Наставник. Батя! Которому почему-то веришь до конца.

Владислав Кива на войне как на войне
Высокий и статный, он напоминал сказочного богатыря. Немногословного и мудрого. На самом же деле это был, конечно, земной богатырь. Настоящий мужик. Могучий. Крепкий.
- Когда мы познакомились, мне было 19 лет, а Владику - 28, - рассказывает супруга Оксана Кива. - Мне он сразу понравился. Я с ним действительно была «за мужем». Как за каменной стеной. На эту войну не хотела его отпускать. Но он же военнообязанный. Сказал: «Иду ради вас с сыном. Ты не волнуйся, я обязательно вернусь!» Как можно было ему не поверить? Мы каждый день по нескольку раз созванивались. Каждый раз он меня успокаивал. И я верила, что всё будет хорошо…
Владислав сам приучил и близких, и односельчан верить ему. Одно его слово - уже гарантия.
- Он у нас старший брат, и меня с сестрой-двойняшкой Олей всегда воспитывал и опекал. Как-то по-взрослому, всерьез, - вспоминает младшая сестра Лена. - Однажды, когда мы с Олей были еще в детском саду, он после школы просто так взял и принес нам мороженое. Просыпаемся после «тихого часа», а на подушках такой сладкий сюрприз.
Парня с твердым мужским характером хорошо помнят и в родном лицее.
- Группа Владислава проходила производственную практику в колхозе «Родина» и что-то там у них не получалось с плановым заданием. Так именно Владислав убедил ребят поработать сверхурочно, чтобы выполнить план. Юношеский максимализм? А по мне - так принципиальность. Таким он был всегда, - констатирует бывший заместитель директора по воспитательной работе Томаковского профильного аграрного лицея Валентин Поляков.
Мама каждый раз прощалась с ним
В своей земной жизни Владислав Кива всё делал основательно и добротно. Жена Оксана и 10-летний сын Дима полагались на него всегда и во всем: «Папа обещал - обязательно сделает».

Дима не дождался отца
Несколько лет назад Владислав в соседней Сергеевке купил старенький домик всего за 20 тысяч гривен, перестроил и отремонтировал его, после чего семья обзавелась собственным жильем. Каждый день на работу Оксане приходилось ездить в райцентр, но муж подвозил ее до Томаковки и потом отвозил обратно. Туда- сюда - почти полсотни километров. Зато семья живет в благоустроенном, удобном доме, куда всегда хочется возвращаться.
С таким супругом Оксана чувствовала себя защищенно и спокойно. Тревоги, появляющиеся в её сердце, с легкостью усмирял Владислав. Одним своим присутствием. Даже накануне, в тот злосчастный июньский вечер доверчивое женское сердце пульсировало в такт с быстро летящим временем, отсчитывая мгновения до встречи с любимым. Сказал же - вернется! Надо только немного подождать.
Но материнское сердце вело себя иначе. Мама Галина Михайловна волновалась всегда. Когда сын приезжал в краткосрочный отпуск, она прощалась с ним.
- Его дважды на сутки отпускали домой, и я всегда прощалась с ним, - вспоминает мама. - А в последний раз он сам точно почувствовал что-то. Не хотел садиться на скутер. Сказал - хочу селом пройтись. Я видела, что в нем что-то изменилось. Он как бы прощался с селом. И в ту ночь я не спала… Ждала звонка… А утром позвонила Оксана и заплакала. Я сразу поняла, что сына больше нет.
Что сказать сыну?
Все воины-интернационалисты, призванные из Томаковки, вернулись живыми из далекого Афганистана. Но сегодня жертвами необъявленной, непонятной войны в Донбассе стали уже двое томаковцев. Еще в мае, прикрывая отход боевых товарищей под Карловкой, погиб майор-пограничник из Вышетарасовки-1 Николай Козлов. Сколько еще будет этих смертей?..
- За время проведения операции из нашего района призвали 127 человек, из них 21 попал в десант,- отмечает военком Юрий Науменко. - Случаев отказа нет. Приходит немало добровольцев, в основном бывших офицеров, которые, несмотря на немолодой уже возраст, хотят защищать Родину. К примеру, Александру Похиленко стукнуло уже 69! Но он чувствует себя патриотом. Как каждый настоящий мужчина.
Но иначе считают матери и жены действующих и будущих защитников Отечества. Многие не понимают, зачем и на какую войну уходят их самые близкие люди.
- После гибели Владислава к военкомату приходит множество матерей, которые не понимают, во имя чего идет эта война, - констатирует директор сельскохозяйственного лицея Валерий Филь.
Общаясь с родителями призванных ребят, я не слышал конкретных фамилий истинных виновников донбасского беспредела. Я ни разу не слышал, чтобы в случившемся кто-то обвинил Владимира Путина или лидеров Майдана, сепаратистов-колорадов или бандеровцев. Виноваты все! Кто больше, кто меньше… Кто это сейчас скажет?
- Виноваты они, политики, - считает мама Владислава Кивы. - Своих детей они отправляют не на войну, а за границу. А наши сыновья гибнут. Сколько еще это продлится? Наверное, не менее года-двух. Когда всё горит, крутится, с горы летит - как это вдруг и сразу остановить?
Сколько еще продлится необъявленная война? Сегодня никто не ответит на этот вопрос. Так же как никто не подскажет, что объяснить 10-летнему Диме Киве. Почему его папа до сих пор не вернулся домой? Ведь он же обещал. И не сдержал слова…
Александр Разумный





