Чтобы окна были в радость

Как правильно выбирать фирмы-производители металлопластиковых окон, заключать договоры с исполнителями работ - об этом и многом другом редакция попросила рассказать начальника отдела по защите прав потребителей Криворожского горсовета Нину Савенко.

Savenko

Нина Савенко

- Нина Валерьевна! За пять месяцев текущего года общее количество обращений потребителей на нарушение их прав превысило полтысячи. Причем каждая пятая жалоба, поступившая в исполкомы городского совета и районных в городе советов, связана с оказанием качества услуг по изготовлению и установке металлопластиковых конструкций.

- Городскую власть конечно же это не может не беспокоить. В конце мая по поручению мэра города Юрия Григорьевича Вилкула в муниципальном центре оказания административных услуг был проведен круглый стол по вопросам, связанным с соблюдением потребительских прав жителей города на рынке металлопластиковых изделий. Это сделано для того, чтобы принять действенные меры к субъектам хозяйствования, которые ущемляют права потребителей условиями договоров, и предотвращения практики нечестной предпринимательской деятельности.

Кроме представителей городской влас­ти, органов контроля и надзора, к участию в круглом столе были привлечены специалисты государственного предприятия «Кривбасстандартметрология» и Криворожского представительства торгово-промышленной палаты в Днепропетровской области, а также предприниматели, занимающиеся производством и установкой металлопластиковых окон, что, несомненно, сделало разговор предметным.

- О чем говорилось конкретно?

- Во время проведения круглого стола, который вела заместитель городского головы Надежда Леонидовна Подоплелова, были проанализированы условия договоров, которые заключаются между исполнителями услуг и потребителями. Установлено, что некоторые частные предприниматели ущемляют права своих клиентов, а именно: в час­ти определения сроков выполнения работ, порядка и условий установки изделий, размера пени в случае просрочки сроков.

В договорах не указывается вид продукции, материалов, фурнитуры, не оформляются эскизы и замеры конструкций.

Имеет место самовольное увеличение цены за услуги в процессе их выполнения без соответствующего предупреждения и согласия потребителя. Нередки случаи применения предварительной оплаты в форме задатка вместо аванса.

Отсутствуют пункты о выполнении гарантийных обязательств, об указании исполнителя услуг, о его местонахождении.

Все эти вышеперечисленные факты, на наш взгляд, имеют признаки нечестной предпринимательской деятельности, мошенничества, обмана горожан. Налицо нарушение принципа добросовестнос­ти, равности сторон договора, участником которого является потребитель. Такие условия договоров являются несправедливыми, поскольку наблюдается существенный дисбаланс договорных прав и обязательств во вред потребителю.

- Как грамотно составить договор, чтобы не пополнить список обманутых потребителей?

- Во-первых, тем горожанам, которые имеют намерение заказать услуги по изготовлению и установке металлопластиковых изделий, следует, прежде всего, ориентироваться на авторитетных субъектов хозяйствования, которые имеют большой опыт и практику реализации этих услуг в нашем городе. Не следует пользоваться объявлениями каких-то частных фирм и предпринимателей, отдельных неизвестных лиц, размещенных в СМИ, на столбах, остановках, в которых кроме телефонов ничего не указано. В дальнейшем, как выясняется, когда возникают у потребителей претензии, касающиеся качества изделий и установки, предъявить их некому, потому что телефон изменен, юридического адреса исполнителя услуг нет, а значит, место его нахождения установить невозможно.

Во-вторых, прежде чем подписать договор с конкретной фирмой, рекомендуем сравнить его с условиями, которые предлагают другие исполнители услуг. Поинтересуйтесь также, есть ли у них документы на продукцию, которые свидетельствуют о ее качестве и безопасности. В договоре также должны быть оговорены условия изготовления, доставки и монтажа изделий и их гарантийного обслуживания. Помните, своей подписью вы даете согласие на условия, предложенные субъектом хозяйствования.

- Из-за чего могут возникнуть финансовые разногласия?

- Практически во всех договорах указан размер пени 0,01% за нарушение сроков выполнения работ, что является грубым нарушением законодательства о защите прав потребителей. В таких случаях за каждый просроченный день потребителю выплачивается пеня в размере 3% стоимости работы (услуги). Если стоимость работы (услуги) не определена, исполнителем выплачивается потребителю неустойка в размере 3% стоимости заказа.

При тщательном изучении договоров нами выявлено и такое негативное явление, как оформление «Соглашения о задатке на покупку (установку) металлопластиковых окон», которым предусмотрено невозвращение внесенных денежных средств. В связи с этим, обращаем внимание субъектов хозяйствования, которые употребили в договорах слово «задаток», что в соответствии с требованиями ст.571 Гражданского кодекса Украины за невыполнение договорных обязательств необходимо возвратить потребителям деньги в сумме двух задатков. Если исполнитель услуг не выполнил заказ, то потребитель имеет право на разрыв договора. Кроме этого, в соответствии со ст.536 Гражданского кодекса Украины, исполнитель должен выплатить потребителю проценты за пользование чужими денежными средствами (авансом). Рекомендуем сторонам взаимоотношений применять эту норму при заключении соглашения. Желательно, чтобы в договоре значилась предоплата в форме «аванса».

Обращаем внимание, что, кроме договора, в котором определен порядок оплаты стоимости услуг, исполнители обязаны выдать заказчику дополнительно к заключенному договору расчетный документ - чек или квитанцию, которые подтверждают факт уплаты денег после каждой операции оказания услуги.

- Заказчики сами зачастую создают себе проблемы, выбирая несертифицированные окна, считая, что так дешевле.

- И со временем пожалеют об этом. К сожалению, даже осведомленные заказчики не обращают внимания на срок действия сертификата. Они также не знают, что кроме сертификата качества на готовую продукцию изготовитель должен иметь протокол периодических испытаний: крепость сварочных швов профилей из ПВХ - ежеквартально, стеклопакетов на точку росы - ежемесячно, а на герметичность - один раз в полугодие.

- Признаком соответствия представленной продукции всем стандартам и требованиям нормативных документов является сертификат соответствия системы
Укр­СЕПРО. Среди криворожских предпринимателей, занимающихся производством и установкой металлопластиковых окон, есть его обладатели?

- Созданная в Украине система сертификации УкрСЕПРО пользуется таким же авторитетом для внутреннего рынка, как и сертификация ISO 9000 для западных компаний. Сертификаты соответствия на блоки оконные и двери поливинилхлоридные имеют общества с ограниченной ответственностью «ВИКОНДА», «Данверс», «ЄВРООКНАКР», «Крепекс», «РЕГУЛ», «Шлях постач», частное предприятие «Диалайн», физические лица-предприниматели Москаленко, Назаренко, Безкровный, Науменко, Пастернак, на стеклопакеты - ООО «Глас Треш Кривой Рог», «Крепекс», «ЮдисКР», физическое лицо-предприниматель Крицкий.

- Это правда, что для каждой температурной зоны Украины предназначены свои металлопластиковые окна?

- Днепропетровская область относится к так называемой первой климатической зоне. Так что на территории Кривого Рога должны применяться при остеклении только стеклопакеты с энергосберегающим стеклом или двухкамерные.

- Какие меры будут приниматься к нерадивым хозяйственникам?

- В ходе круглого стола исполнителям услуг по изготовлению и установке металлопластиковых изделий рекомендовано пересмотреть условия договоров, которые составлены на свое усмотрение без учета требований действующего законодательства. Они предупреждены об ответственности за нарушение правил оказания услуг и законных прав потребителей.

Контролирующими органами - отделом защиты прав потребителей в Криворожском регионе, Госпотребинспекцией в Днепропет­ровской области, санитарной службой, которые сегодня уполномочены осуществлять проверки соблюдения субъектами хозяйствования правил оказания услуг, - решено создать в городе «Реестр позора» и постоянно информировать жителей города о выявленных фактах нарушений правил оказания услуг по изготовлению и установке металлопластиковых изделий. Особенно фирмами-посредниками, которые полностью дискредитировали себя в глазах потребителей.

К примеру, на официальном веб-сайте Госпотребинспекции Украины (/http://www.dsiu.gov.ua/) создан Реестр продавцов (поставщиков, производителей, исполнителей), которые систематически нарушают права потребителей. В нем значатся и два субъекта хозяйствования, которые осуществляют деятельность в Кривом Роге, оказывая услуги по изготовлению и установке окон и дверей. Это физические лица-предприниматели Манейло (ул. XXII Партсъезда, 37) и Лебедев (ул. Лермонтова, 19, оф. 1). Первый постоянно меняет местонахождение своего офиса, а нанятые им приемщики в настоящее время продолжают принимать заказы, посещая дома и квартиры жителей города. Многочисленные нарекания от горожан продолжают поступать и на работу второго нечис­того на руку предпринимателя.

Одновременно мы совместно с государственным предприятием «Кривбасстандарт­метрология» будем своевременно предоставлять горожанам и информацию о тех предприятиях, которые устанавливают «правильные окна». То есть их продукция соответствует европейским стандартам в сочетании с высоким уровнем сервиса.

В заключение скажу, что все участники круглого стола подтвердили готовность к сотрудничеству в формате «власть - бизнес - потребитель». Только сообща мы сможем повысить благосостояние потребителей и одновременно создать благоприятные условия для ведения бизнеса для доб­росовестных предпринимателей.

Так что, уважаемыекриворожане, только от вас зависит быстрота и качественное решение ваших проблем. Защищен тот потребитель, который хорошо знает свои права.

В случае необходимости обращайтесь в отдел по защите прав потребителей Криворожского горсовета. Наши специалисты дадут квалифицированную консультацию и подскажут, как действовать в той или иной ситуации по телефону: 493-04-76 или во время личного приема по адресу: пл. Советская, 1, комната 115. Приемные дни: понедельник и четверг с 9.00 до 12.00 и с 13.00 до 16.00.

Святослав Азаркин

Потребителю на заметку

Осуществлять в установленном порядке проверки субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, касающихся качества продукции, соблюдения обязательных требований по ее безопасности, правил торговли и оказания услуг, а также применять штрафные санкции к нечистым на руку предпринимателям в случае нарушения ими требований законодательства Украины имеют право исключительно органы государственного надзора (контроля):

- Госпотребинспекция в Днепропетровской области (49027, г. Днепропетровск, пл. Шевченко,7), по поручению которой обращения граждан в Кривом Роге рассматривает отдел защиты прав потребителей и рыночного надзора в Криворожском регионе, находящийся по ул. Косиора, 20, тел.: 92-85-75;

- Криворожское городское управление Главного управления госсанэпидемслужбы в Днепропетровской области - ул. Олейникова, 3, тел.: 493-08-12.