Чтобы окна были в радость
Как правильно выбирать фирмы-производители металлопластиковых окон, заключать договоры с исполнителями работ - об этом и многом другом редакция попросила рассказать начальника отдела по защите прав потребителей Криворожского горсовета Нину Савенко.
Нина Савенко
- Нина Валерьевна! За пять месяцев текущего года общее количество обращений потребителей на нарушение их прав превысило полтысячи. Причем каждая пятая жалоба, поступившая в исполкомы городского совета и районных в городе советов, связана с оказанием качества услуг по изготовлению и установке металлопластиковых конструкций.
- Городскую власть конечно же это не может не беспокоить. В конце мая по поручению мэра города Юрия Григорьевича Вилкула в муниципальном центре оказания административных услуг был проведен круглый стол по вопросам, связанным с соблюдением потребительских прав жителей города на рынке металлопластиковых изделий. Это сделано для того, чтобы принять действенные меры к субъектам хозяйствования, которые ущемляют права потребителей условиями договоров, и предотвращения практики нечестной предпринимательской деятельности.
Кроме представителей городской власти, органов контроля и надзора, к участию в круглом столе были привлечены специалисты государственного предприятия «Кривбасстандартметрология» и Криворожского представительства торгово-промышленной палаты в Днепропетровской области, а также предприниматели, занимающиеся производством и установкой металлопластиковых окон, что, несомненно, сделало разговор предметным.
- О чем говорилось конкретно?
- Во время проведения круглого стола, который вела заместитель городского головы Надежда Леонидовна Подоплелова, были проанализированы условия договоров, которые заключаются между исполнителями услуг и потребителями. Установлено, что некоторые частные предприниматели ущемляют права своих клиентов, а именно: в части определения сроков выполнения работ, порядка и условий установки изделий, размера пени в случае просрочки сроков.
В договорах не указывается вид продукции, материалов, фурнитуры, не оформляются эскизы и замеры конструкций.
Имеет место самовольное увеличение цены за услуги в процессе их выполнения без соответствующего предупреждения и согласия потребителя. Нередки случаи применения предварительной оплаты в форме задатка вместо аванса.
Отсутствуют пункты о выполнении гарантийных обязательств, об указании исполнителя услуг, о его местонахождении.
Все эти вышеперечисленные факты, на наш взгляд, имеют признаки нечестной предпринимательской деятельности, мошенничества, обмана горожан. Налицо нарушение принципа добросовестности, равности сторон договора, участником которого является потребитель. Такие условия договоров являются несправедливыми, поскольку наблюдается существенный дисбаланс договорных прав и обязательств во вред потребителю.
- Как грамотно составить договор, чтобы не пополнить список обманутых потребителей?
- Во-первых, тем горожанам, которые имеют намерение заказать услуги по изготовлению и установке металлопластиковых изделий, следует, прежде всего, ориентироваться на авторитетных субъектов хозяйствования, которые имеют большой опыт и практику реализации этих услуг в нашем городе. Не следует пользоваться объявлениями каких-то частных фирм и предпринимателей, отдельных неизвестных лиц, размещенных в СМИ, на столбах, остановках, в которых кроме телефонов ничего не указано. В дальнейшем, как выясняется, когда возникают у потребителей претензии, касающиеся качества изделий и установки, предъявить их некому, потому что телефон изменен, юридического адреса исполнителя услуг нет, а значит, место его нахождения установить невозможно.
Во-вторых, прежде чем подписать договор с конкретной фирмой, рекомендуем сравнить его с условиями, которые предлагают другие исполнители услуг. Поинтересуйтесь также, есть ли у них документы на продукцию, которые свидетельствуют о ее качестве и безопасности. В договоре также должны быть оговорены условия изготовления, доставки и монтажа изделий и их гарантийного обслуживания. Помните, своей подписью вы даете согласие на условия, предложенные субъектом хозяйствования.
- Из-за чего могут возникнуть финансовые разногласия?
- Практически во всех договорах указан размер пени 0,01% за нарушение сроков выполнения работ, что является грубым нарушением законодательства о защите прав потребителей. В таких случаях за каждый просроченный день потребителю выплачивается пеня в размере 3% стоимости работы (услуги). Если стоимость работы (услуги) не определена, исполнителем выплачивается потребителю неустойка в размере 3% стоимости заказа.
При тщательном изучении договоров нами выявлено и такое негативное явление, как оформление «Соглашения о задатке на покупку (установку) металлопластиковых окон», которым предусмотрено невозвращение внесенных денежных средств. В связи с этим, обращаем внимание субъектов хозяйствования, которые употребили в договорах слово «задаток», что в соответствии с требованиями ст.571 Гражданского кодекса Украины за невыполнение договорных обязательств необходимо возвратить потребителям деньги в сумме двух задатков. Если исполнитель услуг не выполнил заказ, то потребитель имеет право на разрыв договора. Кроме этого, в соответствии со ст.536 Гражданского кодекса Украины, исполнитель должен выплатить потребителю проценты за пользование чужими денежными средствами (авансом). Рекомендуем сторонам взаимоотношений применять эту норму при заключении соглашения. Желательно, чтобы в договоре значилась предоплата в форме «аванса».
Обращаем внимание, что, кроме договора, в котором определен порядок оплаты стоимости услуг, исполнители обязаны выдать заказчику дополнительно к заключенному договору расчетный документ - чек или квитанцию, которые подтверждают факт уплаты денег после каждой операции оказания услуги.
- Заказчики сами зачастую создают себе проблемы, выбирая несертифицированные окна, считая, что так дешевле.
- И со временем пожалеют об этом. К сожалению, даже осведомленные заказчики не обращают внимания на срок действия сертификата. Они также не знают, что кроме сертификата качества на готовую продукцию изготовитель должен иметь протокол периодических испытаний: крепость сварочных швов профилей из ПВХ - ежеквартально, стеклопакетов на точку росы - ежемесячно, а на герметичность - один раз в полугодие.
- Признаком соответствия представленной продукции всем стандартам и требованиям нормативных документов является сертификат соответствия системы
УкрСЕПРО. Среди криворожских предпринимателей, занимающихся производством и установкой металлопластиковых окон, есть его обладатели?
- Созданная в Украине система сертификации УкрСЕПРО пользуется таким же авторитетом для внутреннего рынка, как и сертификация ISO 9000 для западных компаний. Сертификаты соответствия на блоки оконные и двери поливинилхлоридные имеют общества с ограниченной ответственностью «ВИКОНДА», «Данверс», «ЄВРООКНАКР», «Крепекс», «РЕГУЛ», «Шлях постач», частное предприятие «Диалайн», физические лица-предприниматели Москаленко, Назаренко, Безкровный, Науменко, Пастернак, на стеклопакеты - ООО «Глас Треш Кривой Рог», «Крепекс», «ЮдисКР», физическое лицо-предприниматель Крицкий.
- Это правда, что для каждой температурной зоны Украины предназначены свои металлопластиковые окна?
- Днепропетровская область относится к так называемой первой климатической зоне. Так что на территории Кривого Рога должны применяться при остеклении только стеклопакеты с энергосберегающим стеклом или двухкамерные.
- Какие меры будут приниматься к нерадивым хозяйственникам?
- В ходе круглого стола исполнителям услуг по изготовлению и установке металлопластиковых изделий рекомендовано пересмотреть условия договоров, которые составлены на свое усмотрение без учета требований действующего законодательства. Они предупреждены об ответственности за нарушение правил оказания услуг и законных прав потребителей.
Контролирующими органами - отделом защиты прав потребителей в Криворожском регионе, Госпотребинспекцией в Днепропетровской области, санитарной службой, которые сегодня уполномочены осуществлять проверки соблюдения субъектами хозяйствования правил оказания услуг, - решено создать в городе «Реестр позора» и постоянно информировать жителей города о выявленных фактах нарушений правил оказания услуг по изготовлению и установке металлопластиковых изделий. Особенно фирмами-посредниками, которые полностью дискредитировали себя в глазах потребителей.
К примеру, на официальном веб-сайте Госпотребинспекции Украины (/http://www.dsiu.gov.ua/) создан Реестр продавцов (поставщиков, производителей, исполнителей), которые систематически нарушают права потребителей. В нем значатся и два субъекта хозяйствования, которые осуществляют деятельность в Кривом Роге, оказывая услуги по изготовлению и установке окон и дверей. Это физические лица-предприниматели Манейло (ул. XXII Партсъезда, 37) и Лебедев (ул. Лермонтова, 19, оф. 1). Первый постоянно меняет местонахождение своего офиса, а нанятые им приемщики в настоящее время продолжают принимать заказы, посещая дома и квартиры жителей города. Многочисленные нарекания от горожан продолжают поступать и на работу второго нечистого на руку предпринимателя.
Одновременно мы совместно с государственным предприятием «Кривбасстандартметрология» будем своевременно предоставлять горожанам и информацию о тех предприятиях, которые устанавливают «правильные окна». То есть их продукция соответствует европейским стандартам в сочетании с высоким уровнем сервиса.
В заключение скажу, что все участники круглого стола подтвердили готовность к сотрудничеству в формате «власть - бизнес - потребитель». Только сообща мы сможем повысить благосостояние потребителей и одновременно создать благоприятные условия для ведения бизнеса для добросовестных предпринимателей.
Так что, уважаемыекриворожане, только от вас зависит быстрота и качественное решение ваших проблем. Защищен тот потребитель, который хорошо знает свои права.
В случае необходимости обращайтесь в отдел по защите прав потребителей Криворожского горсовета. Наши специалисты дадут квалифицированную консультацию и подскажут, как действовать в той или иной ситуации по телефону: 493-04-76 или во время личного приема по адресу: пл. Советская, 1, комната 115. Приемные дни: понедельник и четверг с 9.00 до 12.00 и с 13.00 до 16.00.
Святослав Азаркин
Потребителю на заметку
Осуществлять в установленном порядке проверки субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, касающихся качества продукции, соблюдения обязательных требований по ее безопасности, правил торговли и оказания услуг, а также применять штрафные санкции к нечистым на руку предпринимателям в случае нарушения ими требований законодательства Украины имеют право исключительно органы государственного надзора (контроля):
- Госпотребинспекция в Днепропетровской области (49027, г. Днепропетровск, пл. Шевченко,7), по поручению которой обращения граждан в Кривом Роге рассматривает отдел защиты прав потребителей и рыночного надзора в Криворожском регионе, находящийся по ул. Косиора, 20, тел.: 92-85-75;
- Криворожское городское управление Главного управления госсанэпидемслужбы в Днепропетровской области - ул. Олейникова, 3, тел.: 493-08-12.