«Кобры» конкурируют с маршрутками

 8-1Трамвай, наряду с троллейбусом, является одним из важнейших видов городского транспорта, благодаря которому даже люди со скромным достатком могут позволить себе перемещаться в пределах города за доступную цену. Именно трамвай традиционно перекрывает практически всю центральную и южную части города и является жизненно необходимым для горожан.

Сегодня мы представляем вниманию читателей «Пульса» интервью, которое дал корреспонденту нашей газеты директор КП «Скоростной трамвай» Евгений Якуненко.
­ Евгений Валентинович, многие горожане до сих пор путаются, сколько у нас в городе организаций, отвечающих за трамвайные перевозки?
­ Одна. Несколько лет назад коммунальные предприятия «Городской трамвай» и «Скоростной трамвай» объединились для улучшения качества обслуживания пассажиров, при этом сохранилось название последней организации.
­ Как обстоит ситуация с обновлением парка трамваев? Приобретаете новые?
­  8-2К сожалению, это очень дорого. Вы сами знаете, что курс доллара, а соответственно и цены на машины, выросли в три раза. Цены на днепропетровские и львовские трамваи стали очень высокими, а на чешские «Татры» ­ вообще заоблачными. Мы решили пойти другим путем и сами занимаемся восстановлением транспорта. Средний возраст наших трамваев ­ 23 года, а значит, многие уже сильно изношены. Наши умельцы станции технического обслуживания «Заречная» собирают из кузовов старых трамваев новые вагоны и комплектуют их новыми запчастями. В результате имеем трамваи, которые мало чем отличаются от новых, зато их стоимость меньше в разы.
Наша гордость ­ 067 и 068 трамваи повышенной вместимос­ти, которые собраны каждый из трех вагонов. Сотрудники предприятия называют их «кобрами». Эти супервагоны мы задействуем на линии скоростного трамвая во время рабочей перевозки.
­ На маршрутах скоростного и обычного трамвая используются разные вагоны. Почему?
­ Дело в том, что вагоны КТМ Усть-­Катавского вагоностроительного завода им. С.М.Кирова имеют почти что квадратную форму и довольно высоки. Они проходят в тоннелях скоростного трамвая буквально впритык. Поэтому в целях безопасности пассажиров на маршрутах скоростного трамвая мы такие вагоны не используем.
Добавлю, что трамвай на сегодняшний день, наверное, самый безопасный вид транспорта. Ведь нас постоянно проверяют контролирующие органы (в отличие от частных перевозчиков).
­ О маршрутчиках. Как изменился пассажиропоток на трамвайных маршрутах после демарша водителей маршрутных такси и поднятия ими цен на проезд?
­ Если до поднятия тарифов на проезд в маршрутках мы перевозили в день по 120­130 тысяч пассажиров, то сейчас эта цифра доходит до 150 тысяч человек в день. Учитывая, что в Кривом Роге проживает около 600 тысяч человек, а мы обслуживаем четверть населения города, эта цифра очень значительна.
Конечно же свою роль сыграло и то, что мы сохранили тариф на проезд на уровне 1,5 гривны, а учащаяся молодежь платит и вовсе 75 копеек. Кроме того, около 20­ти категорий пассажиров пользуются правом льготного бесплатного проезда.
Давайте посчитаем. Семья из трех человек при двух поездках в день на маршрутку потратит 30 гривен. А за проезд в трамвае заплатит лишь 9 гривен. Можно за сэкономленную 21 гривну купить что­нибудь ребенку? Можно, причем ежедневно! Да и наши вагоны не «летают» по городу как некоторые маршрутки. Плюс вы никогда не увидите говорящего по телефону или курящего водителя трамвая. Именно за счет этого многие и предпочитают пересаживаться на наш вид транспорта.
И мы ожидаем дальнейшего увеличения количества пассажиров. 15­20 лет назад трамваи Кривого Рога перевозили в день по 200­220 тысяч человек. Мы и сейчас готовы перевозить такое количество пассажиров.
­ Можно сказать, что вы готовы полноценно конкурировать с автотранспортом?
­ Сказать так было бы не совсем верно. Ведь в отличие от автотранспорта, который за символическую плату использует дороги, уложенные городскими властями, и облагороженные остановки общественного транспорта, мы свои трамвайные пути, линии электропередачи, остановки, тоннели и вагоны должны обслуживать за собственный счет. Все это требует ежедневного ухода, обслуживания. Ремонтов. Другими словами, у нас совсем другая экономическая составляющая.
Без помощи города нам выжить было бы очень трудно, если не сказать невозможно. Мы понимаем, что горисполком исходит из своих реальных возможностей, но, тем не менее, нас не обижает. Городская власть создает нам возможность перевозить самые незащищенные слои населения Кривого Рога. Я каждый день наблюдаю, какое количество пенсионеров и льготников пользуется услугами трамвая. Хоть так, но мы помогаем им сэкономить их мизерные пенсии. Кроме того, благодаря помощи города, мы обеспечиваем работой около 1800 криворожан.
­ Есть ли у вас проблемы со штатом сотрудников?
­ Сейчас у нас на предприятии зарплаты не меньше, чем на других, и желающих устроиться на работу более чем достаточно. У нас есть возможность принимать на работу на конкурсной основе. Одна проблема ­ чтобы устроиться работать водителем трамвая, нужно учиться восемь месяцев, и не каждый готов потратить столько времени. Зато потом люди работают с удовольствием, несмотря на достаточно сложный посменный график.
Достаточно тяжел труд кондукторов, ведь наши пассажиры далеко не всегда бывают воспитанными и корректными. Зачастую в вагоны вваливаются пьяные компании, которые хамят, а иногда и поднимают на людей руку. Мы с такими фактами пытаемся бороться, но они, к сожалению, есть.
На период летних каникул с удовольствием берем на работу кондукторами студентов и даем молодежи возможность немного подзаработать.
­ Планируется ли в ближайшие годы удлинение трамвайных маршрутов?
­ В январе этого года криворожскому трамваю исполнилось 80 лет. Трамвайные линии закладывались при Советском Союзе в привязке к генплану строительства города. Вы сами видите, что сейчас новые микрорайоны в Кривом Роге не строятся, поэтому рассчитывать на удлинение маршрутов трамвая в северном направлении пока не стоит. Эту часть города успешно перекрывают наши коллеги ­ троллейбусники.
­ Еще один вопрос, который очень интересует горожан. Многострадальный «треугольник» на Трампарке, который сейчас активно ремонтируется. Чего нам следует ожидать?
­ Дело в том, что городом сейчас проводится капитальный ремонт дороги от Трампарка до микрорайона ЮГОК. Проводится подсыпка и поднятие уровня дороги. Хочешь не хочешь, но мы обязаны приподнять и наши рельсы до уровня дороги. Таковы требования безопасности.
Если вы обратили внимание, то для проведения ремонтных работ мы сознательно выбрали время, когда пассажиропоток минимальный ­ июль­-август. Кроме того, свои работы мы проводим круглосуточно ­ днем подготовительные, а в ночное время ­ основные. Днем трамваи на данном участке продолжают свое движение. Пассажиры, особенно пенсионеры, имеют возможность выбраться с ЮГОКа на рынки Центрально­Городского, Дзержинского и Долгинцевского районов, чтобы приобрести продукты питания подешевле. Также они могут вернуться домой, ведь кроме трамвая другой электротранспорт на этом участке сейчас не ходит. А кататься на маршрутках ­ для многих непозволительная роскошь.
Мы ожидаем, что к концу авгус­та все работы будут закончены и пассажиры останутся довольны качеством ремонта и по достоинству оценят нашу заботу о них.

Беседовал Андрей Серенко