ЖЕНСКИЙ ДОКТОР
24 часа в сутки именно столько проводит в стенах своего лечебного учреждения герой нашего повествования. Это обусловлено одним желанием появиться на этот свет ребёнку не строго по часам, а когда ему захочется. Поэтому кофе всегда на столе доктора остывший, а мобильный телефон не умолкает ни на секунду.
О своей любимой работе и пациентках заведующий обсервационным родильным отделением городской больницы №7 Александр Панасенко может говорить часами. А вернее до того момента, пока его снова не позовут в родильный зал.
- Александр Николаевич, как в наше время родить здорового малыша?
- В первую очередь необходимо себе поставить цель: я хочу здорового малыша. Это должна постоянно проговаривать не только будущая мама, а и ее супруг. Кроме этого необходимо прислушиваться к советам хороших специалистов и выполнять все их указания беспрекословно. Иногда женщины очень поздно приходят становиться на учет к гинекологу. А это упущенное золотое время. Когда еще можно что-то поправить и от чего-то предостеречь.
Еще я советую до беременности и в первые дни беременности принимать фолиевую кислоту. Этот компонент очень необходим при закладке у плода нервной системы. К тому же фолиевая кислота предотвращает развитие дефектов в головном мозге. И не надо каждый месяц ходить на УЗИ. Достаточно тех посещений, на которые указывает врач. И при любых отклонениях в развитии плода немедленно обращаться к лечащему врачу.
- Практикуются ли у нас в стране современные технологии, позволяющие женщине, которая имела диагноз «бесплодие», забеременеть?
- Да, над этим сейчас трудятся институты репродуктивной технологии. Из современных направлений: экстра-корпоральное оплодотворение или внутриматочная инсеминация. Суть последнего заключается в перенесении спермы в матку для того, чтобы произошло зачатие. Если раньше женщины даже и не мечтали забеременеть, то сейчас благодаря современным технологиям это стало возможным. Подобные институты есть в Киеве и Днепре. Конечно, для начала надо созвониться и приехать на консультацию.
- Как снизить риск младенческой смертности?
- В первую очередь должна работать комплексная программа. И тут врачам в одиночку не справиться. К сожалению, многие женщины курят и употребляют алкоголь до беременности и во время нее. Скажу с полной ответственностью, все, что от нас зависит, мы делаем, но и будущей маме надо вовремя остановиться.
Еще на развитие будущего плода влияет генетика, экология и стрессовые ситуации. Все это вкупе и приводит к младенческой смертности. Поверьте, каждый ребенок, который появляется на свет, прибавляет мне несколько лет жизни. Поэтому борюсь за жизнь каждого маленького пациента до конца.
- А если у женщины во время беременности возникают проблемы со здоровьем?
- У нас существует приказ о маршрутизации таких пациентов. Написан, я считаю, он очень грамотно. В этом случае мы отправляем пациентку в нужную клинику, где ей должны оказать необходимую помощь. Если нужно, то приглашаем специалистов к себе, а когда уже приходит время рожать, то мы должны позаботиться о том, чтобы не только принять роды, а и оказать первую помощь женщине. У нас работает бригада врачей, и каждый из них является специалистом в своей области.
Есть такое понятие, как тяжелые роды. Это когда у роженицы открывается кровотечение или у нее высокое давление. Тут уже счет идет на секунды, так как при этом страдает и ребенок. Самое главное, чтобы после операции женщина не только могла полноценно жить, а еще и сохранила свою детородную функцию. Поэтому выйти из каждой сложной операции с наименьшими потерями задача каждого врача-акушера. Когда это удается, то хочется новоиспеченную мамочку расцеловать прямо в родильном зале.
- Часто ли приходится прибегать к кесареву сечению при родах?
- Процент того, когда врач прибегает к кесареву сечению, растет во всем мире. И еще один интересный момент. Если раньше женщины воспринимали кесарево сечение негативно, то сейчас многие, наоборот, просят его сделать.
Самое сложное не сами роды, а послеоперационное восстановление роженицы. Тут уже все зависит от квалификации акушера.
- Были ли среди ваших пациенток те, кто панически боялся рожать?
- Я считаю, что каждый врач может убедить роженицу в том, что в самих родах нет ничего страшного. Тем более, что сейчас существует много обезболивающих препаратов, которые способны облегчить жизнь женщины при родах.
Есть пациентки, которые задают тысячи вопросов, и главный из них: «Если Вы будете дома, а я буду рожать в выходной день, Вы приедете?». Есть родственники, которые мучают меня с утра до вечера, и советуют мне, что и как лучше сделать. Иногда приходится повышать голос. Конечно, в воспитательных целях, а то получится, как в анекдоте: «Доктор, кому мне давать успокоительное, роженице или мужу?».
Есть и такие, кто тянет до последнего. Это хорошо, что мы успеваем завести роженицу в родильный зал и принять роды, а есть те, кого привозят к нам уже с ребенком. Потом оказывается, что некоторые живут через дорогу от больницы. В среднем такое случается восемь раз в год. И зачастую после домашних родов у ребенка бывают осложнения.
- Первые роды могут быть идентичными последующим?
- Если первые роды были с осложнениями, то это не значит, что вторые будут такими же. Каждый случай индивидуален. Также все зависит от дородовой подготовки, течения беременности и различных обстоятельств. В любом случае женщина должна себя настраивать только на позитив.
- С какого веса плод считается ребенком?
- В современном мире это 500 граммов. Раньше с таким весом младенца выходить практически было невозможно. Сейчас, к счастью, появилась современная аппаратура и лекарства, которые помогают легким младенца циркулировать. Плюс выросла профессиональная подготовка врачей при выхаживании такого ребенка. Еще, конечно, был приобретен бесценный опыт. В этом плане у нас в городе очень успешно работает перинатальный центр. Хотелось бы, конечно, чтобы аппаратура продолжала обновляться. И на нее выделялись бы деньги. Ведь разговор идет о пополнении численности населения страны.
- Ваше отношение к партнерским родам?
- Очень хорошее. Есть такие будущие папы, которые очень проникаются родами. Расспрашивают, как будут они проходить, как я буду доставать ребенка, кто мне будет помогать. Иногда хочется достать все свои дипломы и вывесить в родильном зале. Но беспокойство будущего отца - это нормально. Ведь будущая мамочка чувствует заботу своей второй половинки, и от этого у нее поднимается настроение.
Пускаем в родильный зал, если чувствуем, что будущий папа готов. Хотя бывают случаи, как бы мягче сказать, что молодым людям становится плохо. Те же, кто выдерживает до конца, плачут от радости. Не прекрасно ли это? Если же в процентном отношении, то в нашей больнице к партнерским родам прибегает около 60% пациентов.
- До какого возраста можно рожать?
- Конечно, у нас есть возрастные пациентки. Не поздно рожать и после сорока. Тут влияет много факторов. Хотя у меня была женщина, которая родила в 44 года. Роды прошли хорошо и теперь у нее растет здоровый ребенок.
- Самый маленький и самый большой ребенок, которого вы приняли при родах?
- Самый большой ребенок, которого я принял, весил 5600 граммов. Со мной на родах был интерн. Так вот, он первым делом, как только стал появляться ребенок, спросил: «Это его попа?». Хотя на самом деле это была только одна щека ребенка. Но тут генетически все объяснимо, его родители сами были крупными по конституции.
А самый маленький ребенок имел вес чуть меньше полутора килограммов. Мы его выходили. И это при том, что тогда еще не было хорошего оборудования.
- Есть ли меценаты, которые помогают больнице в приобретении нового оборудования и ремонте палат?
- В этом плане наш самый лучший друг депутат Днепропетровского областного совета Наталья Шамрицкая. Благодаря ей у нас появился кардиотокограф (непрерывная синхронная регистрация частоты сердечных сокращений плода и тонуса матки с графическим изображением сигналов на калибровочной ленте прим. авт.). И еще электронож, который позволяет останавливать кровотечение, снижать травматизацию тканей роженицы во время операций. Кроме этого у нас были заменены старые окна на пластиковые.
Очень помог и Северный комбинат. Он отремонтировал нам послеродовое отделение.
Теперь в каждой палате у роженицы есть все необходимое: от микроволновой печи до холодильника. А благодаря бойлеру, горячая вода теперь у нас круглосуточно.
- Как Вы стали акушером-гинекологом?
- О профессии врача я никогда не думал. По крайней мере в школе. Отец работал механиком на химическом производстве. И всегда настраивал меня на то, что его специальность самая востребованная. Мама была медицинской сестрой, но я никогда не интересовался ее работой. Пока она серьезно не заболела. Я в это время учился в выпускном классе. Вот тогда впервые и задумался о том, почему люди болеют, и почему нет лекарств от этих болезней.
Пока размышлял, поехал и сдал экзамены в Полтавский медико-стоматологический институт. Провалился, но это меня только по-хорошему разозлило. И уже на следующий год я был в списке студентов-медиков.
Со своей дальнейшей врачебной специализацией определился только на шестом курсе. И все благодаря отличным преподавателям, которые убедили меня в том, что акушерство это самая благородная специальность. Не поверите, но новорожденных детей боюсь и сейчас. Поэтому педиатром не стал бы никогда. Как и стоматологом.
Я знаю, что Ваш рабочий день иногда длится 24 часа в сутки...
- Без любви невозможно находиться на работе. Есть моменты, которые приятно вспоминать любому доктору. Чем преданней ты работе, тем этих моментов больше. Без этого я не продержался бы и часа. И вот так уже 30 лет остаюсь в этой профессии.
- Пока мы сидели и общались, у Вас мобильный телефон не умолкал ни на минуту. Наверное, пациентки не дают покоя и дома? Жена не ревнует Вас к ним?
- Я живу с женой уже больше 35 лет. И за это время она поняла, что я не меньше ее люблю, чем свою работу. Тут главное понимание. Хотя бывало всякое.
- Роды у жены Вы принимали?
- Нет, я тогда еще был студентом. Она рожала во второй городской больнице. Помню, что сильно волновался. Еще меня раздражало, когда спрашивали, кого я хочу мальчика или девочку. А я только хотел, чтобы ребенок родился здоровым.
- Как восстанавливаетесь?
- Когда совсем нет сил, провожу время с внуками. После встреч с ними усталость проходит мгновенно. Могу и уединиться: беру удочки и еду на рыбалку. Телефоны при этом не отключаю, хочу быть в курсе того, что происходит в моем отделении. Исключение когда роддом закрывают на мойку. Хотя бывает и так: закину блесну, она еще в полете, а мне уже звонят. Если что-то экстренное, то рыбалка на этом заканчивается.
- Были ли забавные случаи в Вашей работе?
- Когда-то большую корзину спускали с шестого этажа вниз. Главный врач увидел в окне и подумал, что в ней спускают ребенка. А оказалось, что там была грязная посуда, которую роженица передавала своему мужу. У главврача предынфарктное состояние, а всем весело.
Было и такое, когда папы просили своих жен выглянуть в окно, а выглядывал я. Надо было видеть, как у них вытягивались лица.
Иногда молодые мамы кричали, что их разрезали тамто и тамто. А мужья, переволновавшись, просили их показать где.
Игорь КОНОНЕНКО