Старый дворик художника
Ваш покорный слуга как-то шёл по своим делам вдоль старых городских улочек. Проходя возле одного из частных домов, обратил внимание на его фасад. На нём было изображено большое художественное полотно. Оно состояло из разных геометрических фигур. Также на стене были изображены растения, птицы и животные. Вроде бы всё существовало хаотично, но следовало приглядеться, и все наброски складывались в общую картину. Было очевидно, что тут присутствовала рука мастера. Я остановился, и несколько минут любовался настоящим шедевром.
Потом я прошёл несколько метров вперёд, сравнялся с входной калиткой и окинул взором двор. То, что я увидел, меня приятно удивило. Стены и ворота были расписаны цветными красками. И всё это создавало какуюто иллюзию чуда. Лицевую часть дома украшала белогривая лошадь. И это ещё не все, что я хотел рассказать читателям.
Дальше больше посреди двора стояли украшенные витражами беседки. В землю были вбиты метровые деревянные «карандаши». Рядом стояли самодельные скульптуры. Не в силах совладать с чувством приятного удивления и любопытства, я нажал на кнопку звонка. Через минуту вышел хозяин. В нём я узнал известного криворожского художника Николая Рябоконя. О нём достаточно много писали в прессе и показывали по телевидению. К тому же, я побывал на некоторых его персональных выставках. А вот так, чтобы встретиться с мастером кисти наедине, в его доме, впервые. С ним у нас завязалась приятная беседа.
- Дом, в котором я проживаю - это предмет моей гордости. Он был построен ещё при царе Николае Втором. Так что недавно он отметил свой столетний юбилей, - гордо заявил восьмидесятилетний художник.
- Вы можете обратить внимание на то, что к дому прилегает большая кирпичная стена. Эта стена - единственное, что осталось от городской тюрьмы, здание которой в прошлом находилось прямо за территорией моего двора. Былое соседство меня никак не пугает. Наоборот - в нём есть что-то необычное, даже романтическое, с привкусом богатой истории нашего города.
Это отличное место для такого уютного дома. А чтобы нам с супругой ещё комфортнее жилось, мы и решили привнести в серую и будничную жизнь яркие краски. И начали с собственного дома. Я думаю, у нас получилось неплохо.
Когда мы много лет назад с семьёй только приобрели дом, во дворе находилось несколько сарайчиков и летних кухонек. Нам показалось целесообразным избавиться от них. Они, по-моему, нарушали композиционный строй души.
Когда лишних зданий не стало, мы начали превращать территорию двора в артзону. Всё, что вы сейчас видите, я и моя жена делали своими руками, - отметил Николай Петрович.
Для меня художник сделал исключение и провёл спонтанную экскурсию не только по двору, но и по дому. Хотя назвать это домом язык не повернётся. Куда больше помещение напоминает музей или, скажем, картинную галерею. Все стены завешены картинами Николая Петровича и его жены Людмилы.
Николай Петрович рассказал, что с тех пор, как его семья здесь поселилась, в доме побывало очень много известных людей. Были среди них и звёзды первой величины. Это Людмила Чурсина, Ольга Богданова, Лия Ахеджакова, Ада Роговцева, Михаил Жигалов, Александр Масляков и наш покойный Владимир Полубоярцев. Захаживал в «дом-музей» и действующий президент Украины Владимир Зеленский.
- У нас всегда было много гостей. Причём многие приезжали к нам без звонка. Бывало, стоишь во дворе, что-то делаешь и тут, глядишь, - пришли гости. Как и полагается хорошим хозяевам, мы встречали всех с улыбкой. Такой у нас характер хлебосольный.
Естественно, проводили экскурсии по нашему арт-пространству, знакомили с новыми картинами, вспоминает супруга Николая Петровича, Людмила Владимировна.
Первые азы рисования будущий художник изучал еще в раннем детстве. Причём, он был единственным ребёнком в семье, который проявлял страсть к кисти и холсту. Николай Петрович признался, что во время учёбы в общеобразовательной школе ему очень тяжело давались точные науки. А вот рисование - это дело другое. Он мог часами просиживать над альбомом и что-то рисовать. Особенно это хорошо получалось на уроке математики.
Оттачивал своё мастерство будущий мастер каждый день. Причём делал это везде, где только мог. Не только в школе на уроках. Например, по пути в школу и назад, и даже когда шёл в магазин за продуктами.
Талант мальчишки заметили родители и отвели его в художественную школу. Это была студия изобразительного искусства, которая работала во Дворце культуры им. Дзержинского. Здание находилось в помещении народного университета искусств.
А уже начиная с 1974 года, работы нашего земляка начали выставляться на городских, областных и республиканских выставках. Большую часть своих картин криворожанин написал в жанре пейзажа и натюрморта.
Николая Рябоконя всегда интересовала история старого города. Пять лет назад в галерее «Культурная альтернатива» состоялась ретроспективная выставка «Привет из Кривого Рога».
Интересна была сама подача этих 42-х полотен. Художник писал памятные места, которым более 100 лет, и переносил их с открыток на полотна. И окрашивал их в чёрно-белые цвета. Так, почитатели истории и таланта мастера смогли увидеть улицу Почтовую, Карнаватку, Долгинцево в их первозданном виде.
Что касается жены Николая Петровича, то она свои картины пишет последние двадцать пять лет.
- Художественного образования у меня нет, я - профессиональный музыкант. Зато есть, наверное, талант и сильная любовь к искусству. И рядом с таким мужем невозможно не попробовать себя в этом жанре. Ему мои работы нравятся. Но, я думаю, он очень снисходителен ко мне, - смеется Людмила Владимировна.
Супруги признались, что для них живопись стала своеобразным мостиком, который помог пронести любовь через долгие пятьдесят пять лет совместной жизни.
К слову, со своей будущей женой Николай Рябоконь познакомился тоже благодаря живописи. Это было очень давно. Как-то совсем юная Людмила возвращалась после занятий в музыкальной школе домой. Шла, держа в руках громоздкий баян. По пути ей встретился знакомый мальчик, а рядом с ним стоял его товарищ. Звали его Николай. Между ними завязался диалог, который плавно перетёк в разговор о живописи. Естественно, будущий супруг предложил провести девочку домой. Под предлогом того, что надо помочь донести тяжёлый инструмент. Так они и подружились.
К слову, по стопам Николая Петровича и Людмилы Владимировны пошла не только их дочь, но и внуки. Все они как один талантливы, и в тоже время каждый из них посвоему уникален. Но это уже другая история.
Владислав ВОЛОБОЕВ