БОЛЬШОЙ АВАНТЮРИСТ

9-5С этим потрясающим человеком я познакомился в нашем областном центре на одной из выставок. Евгений Грошев имеет очень редкую специальность. Он ­- медальер. При СССР был одним из тех 26 человек, кому в Союзе официально было разрешено изготавливать медали. Мастер­-самоучка, не окончивший ни одного вуза, но получивший мировое признание. Наш земляк, сидевший за одной партой с сыном Генсека КПСС Леонида Брежнева. Живая легенда, о которой я хочу вам рассказать.

Талант от Бога и от мамы

Родители будущего мастера познакомились в Свердловске, где они трудились над созданием «Уралмаша». Труды не прошли даром, и в 1933 году промышленный гигант был построен. Но куда важнее, что в том же году в семье чертежницы Ольги и инженера Михаила родился симпатичный малыш, получивший имя Женя.

9-2- Мой отец, Михаил Васильевич, родом из Тюменской области, из зажиточной крестьянской семьи, а мама, Ольга Андреевна, приехала из Эстонии, -­ рассказывает Евгений Грошев. -­ Папа мой был строгих правил и разные «художества» не жаловал. Зато мама замечательно рисовала, увлекалась корнепластикой и вообще тянулась ко всему прекрасному. Наверное, потому что сама была утонченной красавицей. Вот от мамы талант мне и передался. Еще дошкольником я рисовал всяких зверюшек, начинал резать по дереву, но стать художником решил, когда учился в школе. Отца перевели в Днепропетровск, и я пошел в 23-­ю школу, где в качестве автора стенгазеты реализовал унаследованные дарования.

Впрочем, отец был не в восторге от увлечений сына. Что толку бессмысленно марать бумагу и упражняться в шаржах? Гораздо важнее упорно грызть гранит точных наук, чтобы после поступить в правильный вуз и получить отличную профессию инженера­-металлурга. Сын вежливо слушал отца, но делал по­-своему.

- Отец считал, что я должен учиться в металлургическом институте, ­- констатирует Евгений Михайлович. -­ Когда в Киеве я поступил в художественную школу при Художественном институте, он за руку меня оттуда увел. Отец тянул меня к металлу, и я пришел к металлу. Но по-­своему.

Умение или мировоззрение?

Что для художника важнее: мастерски владеть инструментом или мучительно осмысливать образ персонажа и собственный замысел? Умение или мировоззрение?

- Конечно, мировоззрение! -­ утверждает юбиляр. -­ Руки ­- это вторично. Первичен замысел, то, что рождается в душе и в голове. Но человек - раб своих рук. Далеко не все замыслы удается реализовать.

9-3По мнению Евгения Грошева, нравственная основа, заложенная в детстве и юности, необходима для настоящего творчества. Такой основой для нашего земляка стала знаменитая 23­-я школа, в которой всегда учились дети «непростых» родителей.

- Мой сосед по парте Юра Брежнев -­ сын будущего Генсека, а в то время первого секретаря обкома, ­ вспоминает медальер. ­- Со мной учились Дина Цинева -­ дочь фаворита Брежнева, впоследствии всесильного генерала КГБ, и Виталик Лукич ­- сын министра черной металлургии Украины. Как бы сейчас сказали ­- мажоры. Но ни родители, ни учителя никакой поблажки им не давали. Абсолютно! Однажды в сильный дождь Юрку Брежнева шофёр подвез на папиной «Победе» до школы и не только подвез, но и проводил до школьного порога, раскрыв над ним зонтик. Так на следующий день Леонид Ильич этого старательного водилу уволил. Очень здоровая атмосфера была. Всё -­ по справедливости! Она во многом и сформировала мое мировоззрение.

Заметим, что именно сын будущего советского вождя стал первым заказчиком начинающего художника.

- Как-то после посещения отцом Молдавии Юра попросил написать картину по фото, -­ рассказывает Евгений Михайлович. -­ На снимке запечатлено, как старший Брежнев размашистой походкой по колхозному полю идет. Ну я и нарисовал. Юре понравилось. Его отцу тоже. Так я и сдружился с этой семьей.

Не награда, а летопись

Но не живопись стала основным увлечением Грошева. Лет с 13-­ти одаренный школьник начал работать над медалями -­ и памятными, и спортивными. Быть может, это произошло оттого, что сам он активно занимался спортом и хотел, чтобы лучших спорт­сменов награждали лучшими медалями. Так или иначе, но Евгений по­-своему осуществил мечту отца ­ стал работать с металлом. При этом он оправдал и ожидания матери, которая всегда представляла сына художником.

Евгений Михайлович учился в нескольких военных училищах и на биофаке ДГУ, но диплома о высшем образовании так и не получил. Зато он открыл в себе удивительный талант медальера. Об этой профессии, как и о самом Грошеве, ходят разные легенды и слухи.

- Медальерному делу никто не учит, ­- поясняет мастер. ­- В свое время государство наложило табу на эту профессию. По Союзу было лишь 26 медальеров, которым официально разрешили делать медали. И это понятно. Такое занятие граничит с запретной стороной. Но я никогда не опускался до подделок. Зачем? Ведь за труд медальера неплохо платят.

Художник рассказал о том, что за медаль к 70­-летию Брежнева ему заплатили 1000 советских рублей, а за другую работу подарили военный мотоцикл К­-750. Правда, без пулемета.

Но, конечно, дело не только в деньгах. Ведь медаль ­- не награда, а летопись. Медаль, по мнению художника, памятник в миниатюре: «Краски блекнут, камень крошится, медали остаются!»

9-4Самый масштабный проект Евгения Грошева -­ «Планета Альфреда Нобеля». Его автор задумал запечатлеть в бронзе всех нобелевских лауреатов. А ведь их несколько тысяч! Сегодня скульптурная композиция «Планета Нобеля» в виде земного шара, опоясанного медальонами с портретами 842 лауреатов, украшает внутренний двор Днепровского университета экономики и права, который благодаря Грошеву получил имя изобретателя динамита. Но работа над медалями продолжается. Самую престижную премию планеты никто не отменял!

Бывает и так, что медали не только отображают исторические события, но и предвосхищают их.

- На медали, посвященной 70­-летию Николая Щелокова я прицепил на министерский китель Звезду Героя, - рассказывает Евгений Грошев. «Так он же не герой!» -­ говорили мне. «Будет! -­ отвечал я.­ - Обязательно дадут к юбилею». И точно, утром я вручил юбиляру медаль, а под вечер Брежнев дал ему Золотую Звезду.

Медаль жене ещё не сделал

Кого только не помещал Евгений Грошев на аверсы медалей! Альберт Эйнштейн, Андрей Сахаров, Петр Чайковский, Майя Плисецкая, Николай Вавилов, Борис Патон, Диего Марадона, Тарас Шевченко, Григорий Сковорода, Иван Франко, Пабло Неруда, Джавахарлал Неру, Индира Ганди.

Список можно продолжать до бесконечности.

Евгений Михайлович запечатлел в своих работах всех украинских гетманов, первого украинского космонавта Леонида Каденюка, но медали, посвященной его верной спутнице жизни ­ супруге Марине, увы, нет.

Познакомились Марина и Женя в Херсоне много лет назад, и высокий видный парень сразу произвел на скромную девушку большое впечатление.

- Я приехала из Одессы к тетке в Херсон, где она нас и познакомила, -­ улыбается супруга Марина Александровна. -­ Как сейчас помню: высокий, черноволосый, в коричневой замшевой куртке. Какой-­то настырный, даже нагловатый. Большой авантюрист! Сразу предложил пойти в кино, а вскоре сделал предложение. Пока ни рисунка, ни медали мне не посвятил. Но к моим советам всегда прислушивается.

На столе Евгения Грошева рабочая обстановка: разбросаны штихеля, макет новой его медали в пластилине и нависающая бормашина, помогающая «убрать всё лишнее». Ну а сам мастер в реализации своих авантюрных планов всегда готов сесть за стол и пойти врукопашную.

- Несмотря на возраст, дури у меня еще много, ­- резюмирует Евгений Михайлович Грошев. -­ И планов лет на сто. Хочется работать над новыми значительными проектами. Только нельзя увековечивать что­-то временное, слабое.

Последняя фраза, разумеется, не относится к жене Марине, медаль которой, надеюсь, однажды пополнит коллекцию талантливого Мастера.

Александр Разумный