Переплаты за газ и головная боль

5-1В конце июня прошлого года в газете «Пульс» вышла статья под названием «Большие проблемы ­ второе имя Нафтогаза». Поводом для её написания стали трудности, с которыми столкнулись бытовые потребители газа в Кривом Роге. Людей, которые добросовестно платили за газ и даже вносили оплату наперёд, тогда записали в должники. В результате им пришлось дважды платить за голубое топливо.

Переплата за распределение газа в одних домохозяйствах была относительно небольшой, а в других -­ просто космической. Помню, мне тогда удалось поговорить с пострадавшей от произвола газовой компании. Так вот, её переплата за услуги газораспределительной компании составила 7000 грн. А это, сами понимаете, немаленькие деньги.

Что касается «отжатых» денежных средств, то их пообещали вернуть максимум через месяц. С тех пор прошёл целый год, а деньги моей собеседнице, как и другим потребителям, так никто и не вернул. Мало того, в середине прошлого месяца подобная ситуация вновь повторилась.

Возвращаясь к напечатанному

В июле 2020 года распоряжением Кабинета Министров Украины от 22 числа того же месяца ООО «Нафтогаз Украины» получило статус так называемого поставщика газа. По­другому, компания стала гарантом того, что голубое топливо дойдёт до любого потребителя. В том числе и криворожского.

«Нафтогаз» сменил на этом рынке «Днепропетровскгаз сбыт». И всё бы ничего, если бы о переводе на обслуживание в другую газораспределительную компанию и о смене реквизитов на оплату газа всех абонентов предупредили бы. Ничего не подозревая, люди продолжали платить по прежним реквизитам. То есть продолжали радовать «Днепропетровскгаз сбыт».

Но это ещё не всё. У многих жителей нашего города имелась переплата за услуги по распределению газа. Но после перехода на обслуживание другой газовой компании она магическим образом куда-­то исчезла. На это «Нафтогаз» не обратил внимание или попросту проигнорировал, и не разобравшись в ситуации, выставил людям задолженность, де­-факто обвинив их в злостной неуплате за полученную услугу.

При этом переводить деньги со счёта старого газового оператора на новый счёт никто не собирался. О том, что это невозможно, НАК «Нафтогаз Украины» даже заявил в официальном обращении к потребителям.

В пресс­-службе оператора обманутым гражданам порекомендовали обратиться в предыдущую газоснабжающую компанию и написать заявление о возврате денежных средств.

Заявления о возврате денежных средств принимали в здании АО «Криворожгаз» по ул. Виталия Матусевича, 24. И не важно, проживал человек в районе Соцгорода, на Ингульце или Даманском ­ все должны были ехать именно в это отделение.

Теперь представьте, какие очереди начали собираться у порога сервисного центра. В некоторые дни очереди насчитывали до нескольких сотен человек. И не факт, что ты мог попасть внутрь до конца рабочего дня.

Во-­первых, в здании, где принимали заявления, могло одновременно находиться не больше пяти человек. Остальных людей мариновали на солнцепёке.

Во­-вторых, сама очередь двигалась не быстрее выпущенной на лёд черепахи. И, в­третьих, в отделении, где принимали людей, не работал туалет. Как и не было его поблизости. Как говорится, всё было сделано для людей.

Очень много было пенсионеров. Они пострадали больше всего. Они и здесь проявили завидное упорство и дисциплинированность. Несмотря на то, что у некоторых задолженность была минимальной.

5-3Например, как у постоянной читательницы нашей газеты Натальи Ховановой. Размер переплаты по её адресу составил 105 грн. С одной стороны, это небольшая сумма, а с другой ­ обманутая горожанка пришла искать справедливости. И, как позже выяснилось, не нашла.

Предыдущая газоснабжающая компания обещала вернуть переплату в течение 14­-30 календарных дней после подачи заявления. Но с тех пор прошло больше года, и многим абонентам так и не вернули деньги.

А воз и ныне там

Несколько дней назад я случайно встретился с Натальей Ховановой в городе, возле отдела обслуживания клиентов АО «Криворожгаз». Женщина рассказала, что переплату ей так и не удалось вернуть. Мало того, в этом году ситуация с газовыми компаниями снова повторилась.

- 10 июля этого года я в очередной раз заплатила за распределение газа. Через 10 дней я вошла в кабинет абонента «НоваКом» и увидела, что мне выставили задолженность перед газораспределительной компанией.

Меня, добросовестную плательщицу, во второй раз сделали должницей, ­ жалуется Наталья Алексеевна.

- Я начала разбираться и выяснила, что в «НоваКоме» появилась ещё одна строка, связанная с распределением газа. Обе строчки подвязаны к одному и тому же расчётному счёту, но относится он к разным газовым операторам.

На следующий день я обратилась в ближайший центр обслуживания клиентов АО «Криворожгаз» и поинтересовалась тем, что происходит. Мне ответили, что с 1 августа 2023 года новым оператором по распределению газа в Кривом Роге стал криворожский филиал компании «Газораспределительные сети».

Другими словами, изменился поставщик газа, при том, что расчётный счёт остался прежним. Мне посоветовали написать заявление о возвращении денежных средств. Тот же развод, только в другом, более извращённом виде, ­- продолжает женщина.

- У меня несколько вопросов. Во-­первых, почему никто не известил абонентов о том, что в скором времени у нас изменится поставщик газа? Во-­вторых, почему реквизиты не обновились в банковских терминалах, и они пропустили такую оплату?

И, в­-третьих, если расчётный счёт остался прежним, почему «Криворожгаз» не может вернуть нам деньги? В прошлый раз никто не мог вернуть переплату, потому что деньги находились на разных счетах. Хотя и это странно. А в этот раз оплата поступила на тот же расчетный счёт. Тогда в чем дело? ­- резонно вопрошает Наталья.

Причины и их последствия

5-2Какие причины лежат в основе произошедшего? Давайте разбираться. В мае 2022 года решением суда в Агентство розыска и менеджмента активов были переданы корпоративные права 26 областных газовых компаний. По ходатайству Государственного бюро расследований по причине неуплаты газовыми операторами за пользование газовыми сетями.

Напомню, что оплату газораспределительные компании должны были вносить на государственный счёт. В результате, в рамках уголовного производства о безвозмездной передаче в пользование частным облгазам государственных газопроводов, на корпоративные права «Криворожгаза» наложили арест. Эти активы впоследствии передали в управление «Нафтогаза».

Уже с 1 августа 2023 года новым оператором газораспределения на территории Кривого Рога стал криворожский филиал компании «Газораспределительные сети». Причина смены поставщика одновременно и банальна, и грустна: «Криворожгаз» лишился лицензии на распределение природного топлива.

Но что послужило причиной потери лицензии? В середине марта 2023 года в 16 облгазах, деятельность которых многие связывают с персоной Дмитрия Фирташа, прошли обыски. А сам бизнесмен получил подозрение в рамках судопроизводства по вероятному причинению государству ущерба, используя в корыстных целях региональные газовые компании.

Обыски были и в «Криворожгазе». После этого своим решением регулятор остановил лицензии на распределение природного газа АО «Криворожгаз» от 2017 года и отдал их компании «Газораспределительные сети Украины», которая входит в группу «Нафтогаза».

Как горожанам вернуть свои деньги?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы с Натальей Ховановой заглянули в центр обслуживания клиентов АО «Криворожгаз». Оператор нам объяснил, что возможность вернуть переплату существует. Для этого каждый потребитель должен передать оператору центра обслуживания клиентов заявление о возврате денежных средств, ксерокопию паспорта, идентификационного кода и банковских реквизитов.

Последние можно взять в банке, в котором вы обслуживаетесь. Эти деньги впоследствии должны вернуться на вашу карточку. Когда именно деньги будут возвращены, оператор не уточнила.

Хотя раньше операторы обещали, что средства должны поступить на карточку в течение полугода. Сейчас конкретную дату не говорят. Очевидно, чтобы не сглазить.

Владислав ВОЛОБОЕВ