По закону или по-человечески?

10-2В цивилизованных странах закон ­- главный инструмент решения споров между людьми. Однако далеко не все законы составлены правильно с человеческой точки зрения. В этом можно убедиться на примере Закона Украины «О защите прав потребителей», который в теории должен ставить приоритеты покупателя выше приоритетов продавца, а на деле может поставить потребителя в невыгодное положение.

В этом контексте показательна история криворожской пенсионерки Лидии У. Утром 9 октября в обувном магазине, расположенном по ул. Мусоргского, женщина присмотрела себе симпатичную пару обуви ­- теплые ботинки на меху, стоившие 1700 грн. Да, они были дорогими для пенсионерки, получающей 2500 грн. пенсии, но она долго откладывала себе на зимнюю обувь, поэтому решилась и купила их.

Но вскоре Лидия Николаевна пожалела об этом, так как поняла, что ботинки ей малы. Поэтому через пару часов она возвратилась в магазин, чтобы вернуть обувь обратно, но продавец отказалась ее принять.

- Эти ботинки понравились мне с первого взгляда, -­ рассказывает пенсионерка. ­- Но они были мне впритык. Поэтому я попросила на размер больше -­ 38­-й. Однако эта модель была в единственном экземпляре. Я долго сомневалась, стоит ли мне их покупать. Но в итоге купила, надеясь, что они разносятся. Переобувшись в новую обувь прямо в магазине, я вышла на улицу. И чем дольше я шла, тем сильнее убеждалась, что мне некомфортно в обновке, что ботинки мне малы. Поэтому почти сразу же отнесла их обратно в магазин и попросила вернуть деньги. На что продавец ответила, что ношенная обувь возврату не подлежит.

- Вы меня извините, но разве правильно называть обувь ношенной, если я прошлась в ней по улице всего один раз? В магазин я принесла ботинки в том же виде, в каком они пребывали на момент покупки. На них не было ни царапинки. Согласно закона о потребителях, у меня было 14 дней, чтобы сдать их. Я это сделала в первый же день, почему мне отказались отдать деньги? ­- не понимает собеседница.

Чтобы выяснить, кто в этой ситуации прав, корреспондент «Пульса» отправился в тот самый магазин, где пенсионерка совершила покупку.

Как пояснила директор магазина, согласно Закону Украины «О защите прав потребителей» Лидия Николаевна лишилась права требовать возвращения денежных средств в тот момент, когда вышла в новой обуви на улицу.

С одной стороны, закон оставляет за любым покупателем право вернуть товар в магазин в течение 14 календарных дней с момента приобретения, а с другой -­ в нём прописан целый ряд исключений, которые лишают человека такой возможности. Так, продавец имеет право отказать покупателю в возврате денежных средств в случае, когда он попытается вернуть в магазин ношенную обувь, обувь с дефектами или механическими повреждениями.

- Покупательница пере­обулась в новую обувь и направилась к выходу, ­- поясняет директор. -  Но еще до того, как она покинула помещение магазина, продавец предупредила ее, что выходить на улицу в новой обуви, если она не уверена в том, что та ей действительно подходит, не стоит, ­- комментирует директор магазина. -­ Ведь как только вы пройдетесь хоть немного по улице, обувь будет считаться ношенной, и сдать ее, как не подошедшую по размеру, нельзя. Но Лидия Николаевна не вняла этому пре­дупреждению. Ее не было два часа, и не исключено, что все это время она ходила в обновке по улице. За это время обувь потеряла товарный вид: на подошве образовались микроцарапины, а каблук начал сбиваться. Мы отказались возвращать ей деньги. Могу предложить Лидии Николаевне следующий вариант выхода из ситуации: мы возьмём эту обувь под реализацию, и как только она продастся, вернём нашей покупательнице деньги.

Но подобный расклад не устроил пенсионерку, потому что эти ботинки, как ей еще в самом начале рассказала продавец, целый год провели на прилавке, а потом -­ на витрине. Ведь 37­-й размер не очень распространенный, и чтобы найти на него покупателя нужно еще постараться. Не исключено, что нашей героине пришлось бы еще год ждать, когда они продадутся. Поэтому она и пришла к нам в редакцию с просьбой о помощи. И принесла ботинки.

10-1Осмотрев их, мы увидели, что обувь совершенно новая (на фото), никаких видимых признаков того, что она ношенная ­ нет. То есть, если бы наша читательница не переобулась в магазине и не вышла на улицу в новых ботинках на глазах у продавца, то никто бы и не заметил, что она в них ходила. А так… Да, действительно, ношенную обувь обратно не принимают, но ведь чисто по-­человечески в магазине могли бы пойти навстречу бабушке и отдать деньги?

Мы посоветовали Лидии У. обратиться в отдел по защите прав потребителей Покровского района. Она поехала в райисполком, где попала на прием к неравнодушному человеку.

- Я очень надеялась, что в райисполкоме мне помогут, ­- делится собеседница. -­ И не ошиблась. Из отдела прав защиты потребителей позвонили директору магазина и чисто по-­человечески попросили решить имеющуюся проблему. Та пошла навстречу и в тот же день вернула мне деньги.

Совет покупателям

Как мы видим из опубликованной выше истории, не всегда обувь может подойти нам. Иногда она может быть красивой, но неудобной и даже тесной. Но не нужно волноваться, ведь есть способ решить проб­лему в рекордно короткие сроки.

Возьмите два герметичных полиэтиленовых пакета с застежкой-­молнией и наполните их водой, прежде чем закрыть. Затем поместите их в обувь и поставьте в морозильную камеру на ночь. На следующий день снимите полиэтиленовый пакет и высушите обувь чистой тканью, после чего ее можно смело надевать: кожа растянется, и вы сможете носить обновку с комфортом.

Владислав ВОЛОБОЕВ