СТРАНА ЭМИГРАНТОВ (Продолжение)
Что я ещё поняла, живя за границей: без знания языка ты тут никто и звать тебя никак. И поверьте: в США лучше знать испанский язык, чем английский. Если ты, конечно, не планируешь работать в госструктуре.
Язык
Соединенные Штаты Америки - страна эмигрантов. Здесь живут представители всех национальностей. И все они разговаривают на том языке, на каком им удобно.
Когда находишься в каком-нибудь общественном месте, просто теряешься среди всего этого «языкового» изобилия. Очень редко в Штатах можно услышать только один язык - коренного населения. Потому что колонизаторы уничтожили почти всех индейцев еще в прошлом веке. Есть всего несколько штатов, где они сегодня живут и пытаются сохранить свой род. Но у них это не совсем получается.
Так, к примеру, территория, где сейчас расположен городок Бейонн, в котором я жила, до прихода европейцев (в 1646 году) была заселена исключительно индейцами. А по данным переписи США за 2010 год, в Бейонне насчитывалось 63024 жителя. Из них: 69,21% - белые, 8,86% - афроамериканцы, 21,62% - представители других рас и только 0,31% - коренные жители США. В 2023 году я не встретила там ни одного индейца. И никто мне не смог сказать, а осталась ли в городе хоть одна индейская семья.
Чаще всего в Штатах звучит не английский, а испанский язык, потому что тут живет очень много мексиканцев и выходцев из стран Латинской Америки (больше, чем представителей других национальностей). Куда бы я ни заходила - на почту, в мэрию, в больницу, в кафе и т. д., - везде начинала разговор с фразы: «Sorry, but I don't speak English» («Извините, но я не говорю поанглийски»). И в ответ всегда слышала от собеседника: «Spanish?» («Испанский?»), после чего, не дожидаясь моего ответа, он переходил на этот язык. И был сильно разочарован, когда я сообщала ему, что не понимаю его. И пыталась жестами донести, что мне нужно.
Испанский в США распространен настолько, что все письма, которые тебе приходят из различных официальных инстанций, напечатаны на двух языках - английском и испанском.
Почта
Да-да, в Соединенных Штатах письма пишут по старинке - на бумаге, а почта здесь настолько важна, что я не знаю даже, что может быть важнее ее. Ведь именно по почте приходят людям документы из всех официальных органов, удостоверения, страховки, счета, предупреждения, результаты больничных обследований, водительские права, банковские карточки, штрафы, чеки, письма от учителей и воспитателей, открытки от родственников и многомного еще чего. Как-то я неделю не заглядывала в свой почтовый ящик (в Кривом Роге я уже и забыла, что он у меня есть). Результат: меня ждал десяток писем из различных американских инстанций.
Почта тут работает как часы. Из любой точки Штатов письмо дойдет к вам в течение одного, максимум двух (если откуда-нибудь с Аляски) дней. Как и посылка.
А если посылку вы хотите отправить в Украину? На государственной почте есть и такая услуга, но украинцы предпочитают это делать через частную почту, хозяевами которой являются выходцы из Украины, и работают там тоже наши. Потому что там объяснят клиенту на родном языке все, что непонятно, и помогут заполнить документы на отправку.
Почем посылка в Украину из Америки? Это зависит от ее веса и того, каким видом транспорта она поедет к адресату. Если на корабле - паунд стоит 1,39 долларов (450 г веса). Плюс 15 «зеленых» нужно заплатить за доставку. Семь долларов стоит картонная коробка, в которую вы все сложите, и три бакса возьмут за скотч, которым ее обмотают. К слову, на американской почте за коробку, а тем более - скотч, денег не берут. Это у наших нет совести.
Посылка идет по океану 1,5 месяца. Из порта ее везут на поезде или на машине. И принесут ее вам на дом. Если нужно, чтобы ее доставили быстрее, в течение двух недель, заплати в два раза больше за каждый паунд, и она полетит на самолете.
Первым делом, первым делом - самолёты…
Кстати, о самолетах и снова-таки - о языке. Как-то я летела одна из Сарасоты в Ньюарк (в Америке самолеты самый распространенный вид транспорта для путешествий из одного города в другой). Провожала меня в аэропорт моя знакомая со знанием английского языка. При входе в транзитную зону она помогла мне получить посадочный талон, а потом уехала домой. Но перед отъездом сообщила, что изза непогоды вылет моего самолета переносится на два часа - с пяти часов вечера на семь.
Я прошла таможенный досмотр и оказалась в транзитной зоне, где нашла 5-й гейт там должна была производиться посадка в нужный мне самолет.
Но за час до рейса чтото сказали по громкоговорителю. Все, кто сидел рядом со мной, стали недовольно переговариваться. И только я, не знающая английского, сидела спокойно, хотя понимала: что-то не то. А потом все пассажиры, с которыми я должна была лететь в одном самолете, встали и куда-то ушли.
В 6 часов я подошла к сотруднице аэропорта, чтобы зарегистрироваться на рейс. Однако она стала мне чтото говорить, понять ее я не могла. Пришлось звонить той самой подруге. Та перевела, что рейс из-за непогоды откладывается на завтра, после обеда, а аэропорт предоставил пассажирам гостиницу, бесплатный ужин и компенсацию.
Так вот что говорили по громкоговорителю! Так вот куда ушли люди! И вот сижу я одна в чужой стране, чужом городе, чужом аэропорту, не знающая языка, и чувство страха начинает меня сковывать по рукам и ногам. Ведь все уже уехали в гостиницу, осталась только я. Куда мне податься? В этот день из аэропорта должен был вылететь в Нью-арк только один рейс, и он был не мой.
Снова звоню знакомой. Та просит передать трубку сотруднице аэропорта и что-то ей говорит. Потом беру трубку я. Моя переводчица поясняет сказанное сотруднице: что я только что после операции, плохо себя чувствую, и мне нельзя нервничать. Поэтому будет лучше всем, если найдется возможность отправить меня домой на том самом единственном самолете, который должен был вылететь в тот день.
Конечно, все, сказанное моей знакомой, было неправдой. Но это был, как оказалось, единственный выход из сложившейся ситуации. Ибо если бы я действительно была больна и со мной случился какой-нибудь припадок, то я могла бы потребовать большую компенсацию с аэропорта.
В Америке часто верят на слово, поэтому у меня не попросили никаких документов о моей якобы операции. Билет на единственный рейс для меня нашелся сразу же. Моя переводчица сказала, что мне дадут инвалидную коляску, в которую я должна буду сесть, и меня доставят в ней на борт. Я, конечно, возмутилась насчет коляски, но мне было сказано, чтобы я обязательно в нее села, иначе не улечу, и мне придется сидеть всю ночь и половину следующего дня в аэропорту.
Меня подвезли к трапу в инвалидной коляске. По дороге самолет попал в грозу, было страшно, я вспомнила все молитвы, которые знала. И благополучно приземлилась.
Уходят поезда в дальние края…
А теперь о других видах общественного транспорта.
О поездах рассказывать не буду, так как проехаться ни на одном из них мне так и не удалось. Почему? Ответ очень простой: потому что билеты на поезд стоят дороже, чем билеты на самолет. А узнала я об этом на самом главном вокзале Нью-Йорка - Гранд Сентрале.
Этот вокзал - настоящее произведение искусства. По числу платформ (44) и путей (67) он превосходит любой другой вокзал мира. Находится в центре Манхэттена. Является подземным и двухуровневым. Зал ожидания выполнен в роскошном стиле, с арочными окнами и колоннами, напоминает сводчатый храм. Говорят, что именно тут находится секретная платформа, откуда Гарри Поттер ехал учиться в свой волшебный колледж.
А еще я была на самом первом ж/д вокзале США. Он находится в парке Свободы, что в Джерси-Сити. Именно оттуда разъезжались по стране эмигранты, приехавшие в Америку в ХІХ веке. Вначале они приплывали на кораблях к небольшому островку, где их встречали и проверяли таможенники, затем на лодках добирались до этого вокзала.
Что касается поездов, то в США они двухэтажные и скоростные. Я видела только те, в которых сидячие места. Но есть, конечно, и с полками. Ведь странато огромнейшая, и как бы быстро ни ехал поезд, пересечь ее за день не удастся.
Троллейбусы и трамваи как пережиток прошлого
А есть ли в США самый популярный вид транспорта в Украине - маршрутки? Их я здесь не видела. Вернее, видела только один раз. Это была маршрутка с украинским водителем, и он вез на ней меня и других туристов к Ниагарскому водопаду.
Троллейбусов я тоже нигде не видела. И даже решила, что этот вид транспорта вообще в стране отсутствует, но потом кто-то из знакомых рассказал, что «рогатые» есть в Сан-Франциско. Может, еще где-то, не скажу. Раньше троллейбусы в Штатах были, но потом перестали пользоваться популярностью, поэтому их постепенно искореняют.
Что касается обычных трамваев, то их я видела только в одном городе - Бостоне. Почему в Америке нет трамваев? Как мне объяснили, крупные трамвайные компании были скуплены и закрыты, чтобы трамваи не мешали развиваться автомобильному бизнесу. Лишь в 1956 году эта практика была запрещена судом, но к тому времени более 80% всех трамваев в США уже было списано, а сейчас их почти уже нет.
А вот сеть скоростных трамваев (таких, как у нас в Кривом Роге) в этой стране развита хорошо. Я, например, очень часто пользовалась этим видом транспорта. Проезд в нем стоит 2,25 доллара (1,10 доллара для пенсионеров). «Тикеты» (билеты) граждане покупают на остановках в специальных автоматах или пользуются проездными. Несмотря на то что никто никогда не проверяет у пассажиров билеты (лично я никогда не видела контролеров), все люди свой проезд оплачивают. Но говорят, что контролеры все-таки иногда заходят. Штраф за безбилетный проезд - 70 долларов. Скоростные трамваи ходят всю ночь.
Продолжение следует.
Елена Черничкина