Под снос?

Ажиотаж у жителей улицы Центральной в Терновском районе вызвало известие: какие-то люди демонтируют уцелевшие строения Харинского поместья. Законно ли это - выяснял корреспондент «Пульса».

pozakonu

Остатки строений поместья помещика Ивана Харина находятся в районе улицы Центральной в Терновском районе. После Октябрьской революции здесь долгое время располагались колхозные склады. До недавнего времени уцелевшая часть строений была местом экскурсий школьников и небезразличных к своей истории криворожан.

- Первого декабря от соседей я узнала, что какие-то люди разбивают кирпич в зданиях Харинского поместья, - рассказала Светлана Вовченко, - я сразу же вызвала милицию. Когда сама подошла к этим строениям - там никого уже не было. Наш парк и эти здания бывшего панского имения являются историческими памятками. Мы очень гордимся ими. 2 декабря вечером я возвращалась домой из гостей и увидела, как люди в спецодежде разбирают поместье. Я спросила, кто они такие и попросила показать документы, на основании которых производится демонтаж. На это мне ответили: «А кто ты такая? Мы ничего не обязаны тебе показывать!» Тогда я достала мобильный телефон и стала снова звонить в милицию. Увидев это, работнички оттолкнули меня, сели в грузовую машину и уехали. После этого мы, жители улицы Центральной, договорились о том, что будем дежурить, чтобы эти непонятные люди снова не пришли за кирпичом.

S.Vovchenko

С. Вовченко

3 декабря, чтобы разобраться с вопросом, корреспондент «Пульса» выехал на место. Около 12 часов возле бывших харинских строений полным ходом шли работы. Практически одновременно с редакционным автомобилем на место приехала и опергруппа Терновского райотдела милиции - люди вызвали. Работники милиции попросили у демонтирующих здание рабочих документы. Оказалось - здесь трудятся сотрудники коммунального предприятия «Парковка и реклама», причем на вполне законных основаниях - их наняли как подрядчиков. Об этом свидетельствовал предоставленный правоохранителям договор на проведение работ, утверждённый в городском исполкоме.

- Мы уже в четвертый раз выезжаем сюда по вызову местных жителей, - сообщили коррес­понденту «Пульса» работники милиции, прибывшие в составе опергруппы на место, - проверяем документы у бригадира рабочих, убеждаемся, что они в порядке и уезжаем. Не приехать по вызову не имеем права.

Как объяснил заместитель директора коммунального предприятия «Парковка и реклама» Руслан Божко, в этом году управлением благоустройства и жилищной политики горисполкома был объявлен тендер на снос домов, строений и сбор их остатков. Речь шла о бесхозных объектах, пришедших в полную негодность. К таким, по словам Руслана Валерьевича, и было отнесено строение по улице Центральной, 1д. Раньше здесь располагалась почта. Остальные объекты (которые в свое время принадлежали помещику Харину - прим. авт.) демонтировать никто не собирается.

- 29 октября вышел акцепт на снесение домов и строений по городу. Пристройка, которую мы разбираем, никакой исторической ценности не имеет, - говорит Руслан Божко. - Она в ужасном состоянии и никоим образом не может быть украшением района. Большое здание, которое находится возле неё, никто трогать не будет. Мне уже звонили из милиции по этому поводу, я все объяснил.

Podryadchiki

Подрядчики разбирают одно из зданий Харинского поместья

Что ж, если бы работники этого коммунального предприятия объяснили местным жителям, какие работы и почему они проводят, ажиотажа не было бы. А вообще, очень хорошо, что есть ещё небезразличные люди, для которых историческое наследие не пустой звук. Именно благодаря им в свое время удалось сохранить большую часть единственного на Днепропетровщине моста на заклёпках двухвековой давности.

По словам местного краеведа-любителя Николая Бабенко, строения имения Ивана Харина - чуть ли не единственные памятки архитектуры ХІХ века в Кривом Роге.

- Подобного комплекса строений в нашем городе нет, - говорит Николай Владимирович, - они были заложены в 1800-х годах, то есть два века назад. Было ещё имение помещика Колачевского, но после обвала, происшедшего в июне 2010 года после взрыва на шахте Орджоникидзе, оно ушло под землю. Хотя от Харинского поместья сохранилось каких-то 40%, и сегодня это важная историческая памятка. Когда пару лет назад в бывшем панском парке неизвестные «металлисты» срезали два металлических моста, а через время переключились на «клёпаный» мост (старинное сооружение, в котором конструктивные части крепятся заклёпками, так как сварки в то время не было - прим. авт.) - люди забили тревогу. В итоге один мост в парке остался нетронутым, а клепаный сохранился на 60% - остальное зло­умышленники успели вырезать автогеном.

Степан Кондратьев