Дорога в жизнь для «особых» детей

Все дети одинаково нуждаются в любви и заботе. Особенно те, которые волею судьбы родились «не такими» и при этом ещё и лишились родных, попав под опеку государства.

ДЕТИ

Областной учебно-реабилитационный центр «Перлина», расположенный на окраине Ингульца, стал родным домом для неспособных к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном присмотре детей в возрасте от 6 до 17 лет. Это дети, которым поставлен диагноз, связанный с разными формами умственной отсталости, и от которых отказались родители. Сюда же попадают аутисты, а также дети-сироты, имеющие задержку психического развития. Их умственная отсталость обусловлена определенным недугом - задержкой речи или расстройством дефицита внимания. Мы приехали к ним в гости в канун полувекового юбилея Центра.

176 детей здесь находятся постоянно, из них 39 - сироты, 13 - под опекой, 23 - дети родителей, лишенных права опеки. Многие из них могут учиться, но по индивидуальным планам. У 20-ти есть родственники, которые иногда забирают их на выходные или каникулы домой.

foto Olga Vadimovna

- Видели бы вы, как они все этого ждут! Строят планы, рассказывают, чем будут заниматься, куда ходить… А как страдают те, кто остается, у кого никого нет, - рассказывает директор центра Ольга Ильчук.

В каждом классе здесь не более 5-7 учеников. С ними работают не только учителя, а и дефектологи, психологи, логопеды. Щадящая программа, несложные упражнения, так как «особые дети» быстро утомляются.

- Наша задача - не учить их физике и химии, а научить самостоятельно заботиться о себе, зарабатывать на жизнь, - говорит Ольга Владимировна. - Наше заведение открылось в 1963 году. Пережило не одну реорганизацию. У нас статус областного, поэтому в Центре детишки не только из Ингульца и Криворожского района, а и из прилегающих сельских. Пять лет назад мы начали работать с аутистами. Такие детки раньше были вне социума, ими никто не занимался, кроме редких родителей. Сначала у нас был реабилитационный класс, в прошлом году открыли целое реа­билитационное отделение для самых сложных деток, которые признаны необучаемыми. Много консультируем родителей, оказываем помощь общеобразовательным школам, в классах которых инклюзивно обучаются особые дети.

В Центре есть всё для того, чтобы маленькие воспитанники могли отвлечься от обыденности и просто весело улыбнуться. Кто-то здесь учится говорить, кто-то - шить и мастерить… Арт-терапия, ЛФК, ритмика, массаж, компьютер, плавание, учеба в музыкальной или художественной школах и многое другое доступно этим «особенным» детям.

РОДИТЕЛИ

Вырастить ребенка - это уже подвиг. А вырастить ребенка с интеллектуальными отклонениями - это героизм. Как известно, родителей не выбирают. Но те, чьи дети оказались в Центре, за собой вины не чувствуют и редко приходят сюда в гости: когда ребенку исполняется 17 лет, педагоги из горе-мам и пап «вытряхивают душу», ведь большинство отказываются забирать свое чадо домой. Рассказывает Ольга Ильчук:

- Когда есть официальный отказ родителей, выпускника определяем на учебу и в общежитие. Но мы используем любой шанс, чтобы вернуть ребенка в семью или к родственникам, если таковые есть и если они готовы их принять.

Увы, система «возвращения ребенка родителям» на самом деле работает плохо: за те годы, пока ребенок воспитывается в Центре, у родителей напрочь пропадают к нему чувства. И как их тут заставишь или убедишь в том, что их «особенные» сын или дочь по-прежнему требуют любви и заботы?

Работники Центра прекрасно знают, что большинство здешних мальчишек и девчонок не ждут в любящей семье, поэтому главной своей целью считают развить в ребенке как можно больше способностей, чтобы, выйдя за стены Центра, он смог обеспечить себя.

- Мы стараемся, чтобы они расширяли свой кругозор, - пояснила директор. - На выходных вывозим в город, рассказываем, показываем, где, что и для чего. Ведь многие из этих детей не знали элементарных вещей не только в социальной сфере, но и в бытовой. Например, как делается картофельное пюре, для чего существует банк, что такое подземный переход, рек­ламный баннер и т.п.

SestrichkaОдна из пяти сестричек Ткачук, Даша, с гордостью демонстрирует успехи в рисовании

…Воспитатель Наталья Савчук занимается с воспитанниками квиллингом. В тот день, когда корреспондент «Пульса» побывал в интернате, в классе были только двое (остальные детки на осенние каникулы разъехались к родственникам) - 15-летние Антон Михайлов и Катя Иванова. Оба - сироты, хотя не без родни. Антон из Центрально-Городского района, бабушка есть, дядя есть. Вот он-то одно время и забирал парня к себе. Сейчас перестал.

- Он очень хороший и способный мальчик, - рассказывает Наталья Иосифовна. - У него непростой характер. Сейчас мальчик подавлен - его перестали забирать. Антон мечтает иметь свой дом, хозяйничать, завести семью. Катя с Дзержинки - из многодетной семьи (8 детей), все уже взрослые, мама и папа есть. Она хочет к ним, тянется, а никто не отзывается, девочка нежеланна, и трагедия в том, что она не понимает, почему? Просит иногда позвонить родителям, но они не отвечают. А девочка замечательная: и поет, и шьет прекрасно, и в спектаклях участвует.

У таких детей всегда есть ресурс для развития - просто с ними надо заниматься. У них творческие способности подчас куда ярче выражены, чем у других детей. Интеллектуально им трудно…

При этом они все любят своих родителей - какими бы они ни были! Пьют ли, бьют ли, издеваются ли, сумасшедшие ли… Они их безмерно любят и ждут! Они для них - самые лучшие, несмотря ни на что.

Вот Данилка, наш выпускник, мама к нему периодически приезжает, с огромными тормозками. Ходит, как квочечка, вокруг него, а он парень взрослый уже, аж стесняется, попросится у нас пойти с ней на улицу, провести. Мама на учете в ПНД состоит, периодически проходит курсы лечения. Он понимает все ее странности, принимает в ней всё, ее буйные эмоциональные всплески, переменчивую гиперопеку. Однажды подходит, просит: «Вызовите маме 66-ю бригаду, кажется, у нее начинается припадок». Это данность, часть его жизни. И мама для него, какая бы ни была, - лучшая!

Наши воспитанники помнят всё, до мельчайших подробностей, помнят всё из раннего детства, собирают и хранят крупицы хороших воспоминаний, где были мама и папа, был дом. Помнят и плохое: как мама утюгом била, как выгоняла в мороз на улицу…

Марина наверняка помнит, как пьяный папа маму убивал, хотя никто из педколлектива, боже упаси, не ворошит прош­лое. Ей 18 лет, она здесь с 1-го класса, попала сюда из детского дома. В этом году будет выпускаться - пойдет учиться на швею в училище. Улыбаясь, говорит, что ей немного страшно покидать родную школу. Она здесь научилась шить, делает потрясающие куклы-мотанки, ее работы участвовали в конкурсах не только региональных, но и всеукраинских. Не верится, что за плечами у нее такая кровавая трагедия. Марине тогда было четыре года. Папа, которого лишили отцовских прав, одно время писал ей слезливые письма из тюрьмы. Как она ждала их, и при этом старалась не показывать своих эмоций, не хотела видеть в нем алкоголика и преступника…

Natalia SavchukНаталья Савчук со своими учениками обучаются квилингу. Центр организовывает аукционы и выставки работ детей

- Сейчас он в России работает, выходил на связь, проявлял попытки увидеться, - говорит Наталья Савчук. - Мы за Марину спокойны: она сможет отличить черное от белого, сделать правильный выбор в жизни. Мы ведь с нашими воспитанниками много разговариваем, читаем, смот­рим новости, обсуждаем…

ПЕДАГОГИ

Если малыш взял ложку в руку - это уже победа, это уже праздник. Если он заговорил - это счастье. Если смог впервые зарисовать фигуру, значит, работа не была проделана зря. Вот такие радости у педагогов и воспитателей Центра. Людей, которые полностью отдают себя этому нелегкому труду. А в награду получают улыбки, объятия, смех детишек и благодарность родителей.

Сотрудники стараются развить в воспитанниках самые основные социальные навыки, начиная от накрывания стола к обеду и заканчивая украшением «своей» части клумбы. Дети, у которых получается осваивать программу, после девятого класса смогут поступить в профтехучилище и освоить профессию. Договорённость с учебными заведениями есть, и будущие выпускники выберут себе профессии: швея, плотник, озеленитель, повар…

- С работой, правда, в последние годы сложно, - замечает директор.

Алёна Балым - учитель физкультуры - гордо показывает достижения своих воспитанников - многочисленные кубки и награды по плаванию, легкой атлетике, игровым, командным видам спорта - и говорит: «Главное всё равно не титулы, главное - научить ребенка жить…»

Ирина Ахрименко работает с самыми маленькими. Они приходят к ней в 6-7 лет.

- Мы на первых порах их ловим по коридорам, - говорит она. - У них ведь внимание 5-7 минут - и надо менять вид деятельности. Но со временем организовываются. Тому пример - сестры Ткачук: все пятеро находятся в Центре. Их маме не до них - сейчас родила шестого, мальчика. Пришли к нам - ничего не умели, разговаривали с большим трудом.

Кстати, выходя из стен Цент­ра, многие парни и девушки влюбляются друг в друга, женятся, заводят семьи.

- Во многом примером служат выпускники Центра, - замечает директор. - Приезжал к нам один наш выпускник из Николаева, красивый, статный, в милицейской форме. Ребята наглядно видят, что, несмотря на свои «особые потребности», на свою непохожесть на обычных детей, они могут стать полноценными членами общества и жить счастливой, насыщенной жизнью. У них в сердце очень много доброты. Они доверчивы, открыты и очень благодарные. Они хотят участвовать во всём, изо всех сил цепляются за жизнь, всё делают радостно и увлечённо. Знаете, о чём они мечтают больше всего? Не о том, чтобы стать артистами, звёздами или олигархами. Они хотят ходить на работу, влюбляться, заводить семьи, то есть просто хотят быть как все остальные люди.

Ольга Ворон