Исследовал «Титаник» со звездой Голливуда

29-1Наш земляк, старший научный сотрудник Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН, кандидат технических наук Игорь Ракитин - участник многих экспедиций на научно-исследовательском судне «Академик Мстислав Келдыш», в том числе и к затонувшему лайнеру «Титаник».
Во время поисковых работ в Северной Атлантике он и познакомился с одним из самых успешных кинорежиссеров мира Джеймсом Кэмероном, который вошел в историю мирового кинематографа, создав такие блокбастеры, как «Терминатор» (научно-фантастический фильм - три премии «Сатурн»), «Титаник» (фильм-катастрофа, мелодрама - одиннадцать золотых статуэток «Оскар»), «Аватар» (научная фантастика - три премии «Оскар»), другие киношедевры.
Фамилия Ракитина многим криворожанам хорошо известна. Отец Игоря - боевой летчик штурмовой авиации, лично знавший таких легендарных воздушных ассов, как Валерий Чкалов, Михаил Громов, Владимир Коккинаки, Валентина Гризодубова, был участником двух войн - финской и Великой Отечественной. В действующей армии находился до победного мая 1945-го. Затем окончил Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского. Продолжал служить в авиации - был заместителем командира военно-транспортной дивизии по авиационной разведке, которая дислоцировалась в Кривом Роге.
В начале 60-х годов в СССР произошло беспрецедентное (до 1 миллиона 300 тысяч человек) сокращение Вооруженных Сил. Пришлось снять погоны и полковнику Якову Ракитину. Бывшему офицеру, склонному к краеведению и обладающему широким кругозором, поручили создать в Кривом Роге городской историко-краеведческий музей. Благодаря стараниям энтузиаста учреждение в настоящее время является важным научным и культурным центром не только Криворожья, а и всего Приднепровья.
Интересно, что шесть лет назад в одном из залов музея была выставлена экспозиция, рассказывающая о подводной одиссее легендарных глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», в которых совершались погружения в самых разных точках Мирового океана, в том числе и в месте гибели «Титаника» в 1992-1995 годах. Материалы для необычной выставки в музее, созданном Яковом Ракитиным, предоставил его сын Игорь - кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института океанологии им. П. П. Ширшова АН РФ.

Стал моряком, а затем океанографом
По образованию Игорь Ракитин - горный инженер-механик. Окончил КГРИ. Получив диплом, молодой специалист отдал долг Родине, отработав обязательный после распределения трехлетний срок на Воронежском заводе горно-обогатительного оборудования. Работа на машиностроительном предприятии тяготила Игоря, который с юношеских лет грезил морем, хотя родился от него далеко. Воздух юности не был пропитан запахом лавра и рыбы. Да и на улице Янова, где жила семья Ракитиных, не росли кипарисы и пальмы. Разве что над Ингульцом летали чайки...
А все началось со случайного знакомства с бывалым моряком. По воле случая судьба свела юношу с человеком, который невольно повлиял на его дальнейшую жизнь. Труженик моря рассказывал школьнику (учился Игорь в СШ №20) о дальних странах, заморских городах, экзотических островах, о штормах необычайной силы, о противостоянии человека и стихии. Рассказчиком был матрос с рыболовного судна с необычным названием «Картли». Увлеченный географией Ракитин знал, что так назывался регион древнегрузинского Иберийского государства, а затем и единого Грузинского царства.
29-3Невероятно, но спустя несколько лет судьбы промыслового судна «Картли» и Игоря Ракитина, ставшего в начале 80-х матросом 1-го класса управления «Югрыбпромразведка» (Керчь), будут пересекаться не раз. Но прежде новоиспеченный моряк совершит несколько рейсов на рыбопромысловых судах. В первый отправился на траулере «Полтава». 186 суток (!) без захода в порты экспедиция вела разведку в рыбных промысловых районах южной (антарктической) части Индийского океана. В морской биографии Ракитина есть и такой факт. В 1982 году он стал членом экипажа среднего рыболовного морозильного траулера «Николай Решетняк», названного в честь руководителя подпольной молодежной антифашистской группы, действовавшей в Кривом Роге в 1941-1943 годах. Затем полгода провел в Аденском заливе в составе Советско-Еменской экспедиции. Некоторое время даже преподавал в Керченской мореходке...
В дальнейшем судьба связала Ракитина с научно-исследовательскими судами «Академик Иоффе», «Рифт», «Гидробиолог», «Витязь», «Акванавт» Московского института океанологии РАН.
Но о Керчи и рыбном флоте он не забывал. Об этом непростом периоде своей жизни он расскажет в литературных произведениях - документальных повестях «Последний рейс траулера «Картли», «Дневник капитана Гармашова», «Старокарантинские рыбаки». А книгу-реквием писатель-маринист посвятит рыбакам, морякам и кораблям, ушедшим в свой последний рейс от морских причалов Керчи.

Учёный-изобретатель
Мечта Ракитина стать гидронавтом (космонавтом океанских глубин) сбылась частично. Но, как бы там ни было, вся его научная деятельность (наш земляк автор сорока книг и статей) связана с глубоководными батискафами. В 1992 году он успешно защитил диссертацию «Исследование и разработка метода изучения отложений высокой консолидации на дне океана с использованием подводных обитаемых аппаратов». Игорь Яковлевич - обладатель трех патентов на изобретения. В частности, им придумана буровая установка, позволяющая осуществлять отбор образцов (кернов) скальных пород со дна океана. Техническое средство используется при проведении океанологических исследований, геологоразведочных и инженерных работ. При первом же испытании на батискафе «Аргус» буровая установка продемонстрировала свою состоятельность - были взяты образцы породы подводного горного хребта в Тирренском море. Это захватывающее зрелище оставило неизгладимый след в памяти Игоря Ракитина.

Подводные съёмки «Титаника»
Вы, наверное, помните эти кадры... Пролог сюжета знаменитого голливудского художественного кинофильма «Титаник» начинается с того, что по приглашению руководителя экспедиции (искавшей редкую драгоценность - 29-2черный бриллиант, оставшийся на затонувшем 14 апреля 1912 года пароходе) на борт исследовательского корабля с вертолета высаживается столетняя старушка - бывшая пассажирка затонувшего океанского лайнера, свидетельница страшной катастрофы в Северной Атлантике.
Она видит мрачное, таинственное дно, на котором на глубине 3750 метров лежит развалившийся надвое корпус «Титаника». Его исследуют уникальные подводные аппараты. Глядя на экран, подавляющее большинство зрителей не догадывалось, что в кадре у знаменитого режиссера Джеймса Кэмерона работает арендованное им научно-исследовательское судно обеспечения «Академик Мстислав Келдыш», доставившее в район проведения исследования уникальные, самые совершенные на тот момент в мире глубоководные батискафы «Мир-1» и «Мир-2», созданные советскими учеными и инженерами Института океанологии (были построены в Финляндии фирмой «Rauma-Repola» в 1987 году).
В кино копией батискафа управляли американские актеры (хотя повсюду звучит русская речь). В реальной жизни гидронавтами были россияне. «Мир-1» погружался в океан под управлением заведующего лабораторией научной эксплуатации глубоководных обитаемых аппаратов Анатолия Сагалевича - одного из создателей батискафов данного типа. Вместе с ним на борту находились бортинженер Андрей Андреев и режиссер Джеймс Кэмерон. Экипаж «Мира-2» состоял из командира Евгения Черняева, режиссера Эла Гиддингса и Джеффа Ледды - оператора телеуправляемого модуля. Они осуществили 24 погружения - по двенадцать на каждом из аппаратов. В общей сложности было отработано около ста подводных сцен. Разведывательные работы выполнялись с помощью модулей, имевших семь степеней свободы - каждый из манипуляторов был способен поднять до 80 кг груза и имел семь направлений движения: боковые, вертикальные, диагональные и другие, благодаря чему без проблем проникал внутрь судна и «заглядывал» в самые потаенные его места: отсеки парохода, каюты офицеров, машинное отделение, трюм... Отснятый материал в основном был предназначен для помощи дизайнерам в воссоздании интерьера внутри корабля, а также для мастерских, создававших копию «Титаника», отдельные фрагменты лайнера, которые предназначались для съемок непосредственно художественного фильма. Вот почему легендарная картина Джеймса Кэмерона получилась такой правдоподобной.
Игорь Ракитин четырежды входил в инженерно-техническую группу обеспечения экспедиций звезды Голливуда. В 1993 году в Калининграде в Атлантическом отделении института сотрудники группы А. Сагалевича проектировали, изготавливали и испытывали гидравлическое навесное оборудование для «Миров». Еще раз ученый был «соучастником» всех погружений Джима (простой в общении Джеймс Кэмерон попросил так его называть) - отслеживал на мониторе небезопасные погружения к лежащему на дне, уже основательно проржавевшему корпусу «Титаника». Глубина, донное течение, груда металла - все это представляло опасность. Каждое погружение аппаратов было сопряжено с большим риском для жизни людей. Ракитин и его коллеги, сидя перед мониторами, с помощью пяти камер видеонаблюдения (одной наружной) контролировали каждый шаг и решение пилотов и бортинженеров, чтобы в случае аварийной ситуации помочь. Слава Богу, все обошлось. А ведь экипажи находились ежедневно на глубине по 15-20 часов. Люди были предельно измотаны...

История Ромео и Джульетты на новый лад
29-4Поначалу Джеймс Кэмерон собирался ограничиться лишь двумя документальными фильмами о самом известном лайнере в мире, но русские коллеги - ученые Анатолий Сагалевич и Игорь Ракитин - предложили режиссеру создать житейский фильм о любви, хоть и скоротечной - на фоне гибели легендарного лайнера. Кэмерон возразил: «О какой любви может идти речь, если судно просуществовало всего четверо с половиной суток?».
Но позже призадумался. Стал изучать все материалы о «Титанике», биографии его пассажиров, в частности. В 1994 году Кэмерон написал сценарий к полнометражному фильму эпических масштабов, лейтмотивом которого стала история запретной любви богатой девушки Роуз и бедного художника Джека, подкрепленная впечатляющими эпизодами крушения, затопления «Титаника» и гибелью Ромео (Леонардо Ди Каприо), спасшего в начале фильма свою Джульетту (Кейт Уинслет). Задуманный как фильм-катастрофа, «Титаник» получился мелодрамой. Впрочем, Кэмерон никогда на это не жаловался. Ведь фильм принес ему два «Оскара» (продюсерский и режиссерский) и бессчетные миллионы долларов - проценты от запредельного прокатного дохода «Титаника»...

Святослав АЗАРКИН