Учительница, которая любит удивлять

12-3В первое воскресенье октября отмечается День учителя. Накануне праздника в гостях у «Пульса» побывала Валентина Булгакова, учитель истории гимназии №91 Криворожского городского совета Днепропетровской области. Более сорока лет педагогического стажа, десять выпусков. Это всё - о профессиональном пути нашей гостьи. Приобретая опыт, она не утратила юношеского задора и желания постоянно меняться.

«Я никогда не мечтала быть учителем»
Этой неожиданной фразой Валентина Булгакова ответила на вопрос, почему она решила стать педагогом. Говорит, что система воспитания, в которой она выросла, дала возможность раскрыть все таланты. А её путь к профессии был долгим, судьба будто вела по ступеням к служению детям.
 - Моя малая родина - пгт Петропавловка Днепропетровской области, - вспоминает Валентина Анатольевна. - На улице, где я жила, в семьях росли одни мальчики. Поэтому подруг в детстве у меня не было, только друзья. Думаю, в их компании я и обрела твёрдый характер. Меня в школе даже в пионеры не сразу приняли, ведь, представьте, у меня, отличницы, за поведение обычно было «удовлетворительно» или «хорошо». Я старалась защитить всех, кто в этом нуждался, могла вмешаться в драку ради справедливости.
По словам педагога, этот курьезный факт её биографии оказался важным при выборе профессии. Потому что еще тогда поняла, что нужно быть не только сильной, но и постоянно самосовершенствоваться. Девочка мечтала стать журналистом, археологом или следователем. Взахлёб читала книги, порой даже по ночам, пряча их под одеялом. И брала пример со своих учителей, сама того не осознавая.
- Многие из моих учителей прошли войну, имели боевые награды. Каждый из них был как отдельно взятый Сухомлинский, - делится наша собеседница.
Она вспомнила всех, благодаря кому сформировалась как личность. Мы остановимся на воспоминаниях о Нине Григорьевне Петюр, учительнице истории. Она была фронтовичкой, при этом не теряла женственности, мягкости, интеллигентности. Носила длинную косу, говорила изысканно, присматривалась к особенностям каждого ученика. Это восхищало ученицу. Нина Григорьевна заметила, что Валентина знает намного больше, чем предусмотрено школьной программой. Порой она входила в класс и говорила: «Сегодня урок нам проведет Валюша…». Юной Вале понравилось делиться знаниями.

Предсказание от почётного гражданина Кривого Рога
12-2Позже, во время учебы в Криворожском пединституте, на кафедре педагогики и методики начального образования, Валентина услышала правду о себе от почётного гражданина Кривого Рога, журналиста, историка и публициста Татьяны Вороновой.
 - Валюша, вы не туда попали, - заявила она на студенческом семинаре. - Ваше призвание - это история.
Эти слова стали пророческими. После окончания криворожского института Валентина Булгакова поступает в Днепропетровский университет на исторический факультет.
Учится заочно, одновременно преподает в родной школе. И понимает - три мечты слились в одну. И исполнились. Ведь историку необходим многогранный взгляд журналиста и следователя, а археология - вообще неотъемлемая часть этой специальности. И конечно же пригодился дар слова, желание передать дело, которым горишь, детям. С теми, которые стали ее первыми учениками в далёком 1980-м, она общается до сих пор.

«Люблю трудности!»
Валентина Анатольевна утверждает, что в её работе нет проблем. Да, бывает сложно, но это и есть жизнь - что-то решать, раскрывать потенциал детей, смотреть, как они меняются, и меняться самой.
 - Я не ставлю себя выше детей, только на равных, - говорит педагог. - И учу их уважать себя. Был случай, когда в мой класс перевели ученика, который был очень скромным, с трудом вливался в коллектив. Тогда я стала объяснять детям, что унижать достоинство другого может только тот, кто не имеет уважения к себе. Они стали иначе относиться к новенькому. Потом он поделился со мной: «Я понял, что сам виноват в своих проблемах. Увидел, что я для вас что-то значу, и осознал: значит, я важен, я могу идти вперед, достигать!»
Валентина Булгакова признаётся: когда её ученики становятся счастливыми людьми, это для неё лучшая награда. Нередко и сама учится у них.
Недавно Нацбанк Украины и благотворительный фонд «Таблеточки» организовали благотворительную акцию для онкобольных детей. Чтобы поучаствовать в ней, нужно сдать в банк монеты по 25 копеек, которые вышли из обращения в прошлом году. Там их обменяют и направят полученные средства на лечение детей. 91-ая гимназия приняла участие в этой акции.
Учительница истории рассказала, что была потрясена, с каким старанием её ученики искали у себя дома, у знакомых эти 25-копеечные монетки. Когда к ней подошла ученица и протянула ладони, полные таких монет, на глаза навернулись слёзы.
 12-1- 25 копеек в руках школьников стоят золотой медали, - говорит Валентина Анатольевна. - Они загорелись целью помочь детям, которые страдают раком, не жалеют для этого свободного времени, не останавливаются на достигнутом. Тогда я пошла домой искать такие же монеты - дети помогли мне понять, насколько это важно…
Педагог постоянно организовывает для своих учеников увлекательные поездки. И на собственном примере показывает, что жизнь - это борьба, и в первую очередь с самим собой.
 - Летом я поднялась с ними на гору Маковица в Карпатах (984,5 м над уровнем моря), - вспоминает она. - Иду через силу, сложно, болит прооперированная нога. Но понимаю - остановлюсь только на вершине. Это нужно мне и моим ученикам. Для них я каждый день должна быть гением.

Экспонаты добывали своими руками
В гимназии есть Музей боевой славы. Здесь немало экспонатов из истории 23-го Будапештского танкового корпуса, которые передала из собственных архивов учитель русской филологии Татьяна Ганаченко. Кроме того, многие экспонаты, которые можно здесь увидеть, - документы, награды, остатки оружия и т. д., ученики сами нашли во время археологических раскопкок. В 2003 году в гимназии появился исторический профиль, дети увлеклись археологией.
Возможность принимать участие в раскопках школьники получили благодаря сотрудничеству с организацией «Поиск-Днепр», которая стала частью Всеукраинской организации «Союз «Народная Память». Валентина Анатольевна очень гордится своим знакомством с поисковиками и их главой - Ярославом Жилкиным. Дружат юные историки и с основателями организации «Память потомков».
 - 23 августа мы были на раскопках, - рассказывает педагог. - А 29 августа уже подняли артефакт - медаль «За отвагу». 1 сентября, после линейки, переоделись - и снова на раскопки. Видели бы вы, как дети пропускают это через себя. Девочки бывают активней мальчиков - могут забрать у них лопаты и отбрасывать землю… Это всё - на добровольной основе. Едут те, кто мечтает прикоснуться к истории.
Валентина Анатольевна благодарна и.о. директора гимназии Татьяне Беликовой за содействие в работе, и в особенности за то, что выделено помещение для музея, а также при музее есть фондохранилище, где ученики хранят реликвии, не вошедшие в экспозицию, исследуют исторические материалы. Такой роскошью может похвастаться не каждый школьный музей.
 - Что бы вы пожелали коллегам? - спрашиваю у Валентины Булгаковой.
 - Ничего, - улыбается она. - Каждый должен пройти свой путь, каждый сам чувствует, что для него правильно.
 - А детям? Они радуют вас?
 - Ученикам тоже желаю найти себя. Конечно, радуют. Светлеет на душе, когда через годы слышу от выпускников: «Мы вас никогда не забываем». Шучу в ответ: «Как же вы меня забудете, с моей-то «литературной» фамилией Булгакова!
Редакция «Пульса» поздравляет криворожских педагогов с праздником! Крепкого вам здоровья, успехов и терпения, гордости за своих учеников!

 Анна Николаенко