Дорог на свете много - железная одна

11-14 ноября в Украине отметили День железнодорожника. Криворожских сотрудников «Укрзалiзницi» с их профессиональным праздником поздравили в Долгинцевском райисполкоме.
12 лучших работников железной дороги наградили грамотами исполкома Криворожского городского совета, а шестерым заместитель мэра Александр Катриченко и председатель Долгинцевского райисполкома Игорь Ратинов вручили грамоты и почётную грамоту исполкома Долгинцевского райсовета. Среди награждённых были инженеры, проводник, техник, электромеханик, столяр, машинист-инструктор, работники структурных подразделений.
Сегодня мы расскажем об истории нашей железной дороги, которой, к слову, этой осенью исполнилось 75 лет.

Как это было
Осенью далекого послевоенного 1946 года для создания стройной системы управления железнодорожным транспортом от главного ведомства до низовых линейных предприятий и организаций приказом министра путей сообщения были образованы отделения дорог, которые положили конец организационной раздробленности. На Сталинской железной дороге было создано пять таких подразделений - Запорожское, Мелитопольское, Симферопольское, Днепропетровское и Долгинцевское.
Начальники отделений дороги получили право на основе единоначалия руководить эксплуатационной и хозяйственно-финансовой деятельностью всех линейных предприятий и организаций, расположенных в границах магистрали. На Долгинцевское, отсчет истории которого начался с 23 сентября 1946 года, возлагалось обеспечение задач, поставленных правительством и министерством, по восстановлению разрушенных войной стальных магистралей, совершенствованию перевозочного процесса и улучшения взаимодействия с грузоклиентами по привлечению грузов в одном из важнейших промышленно-аграрных регионов СССР - Криворожском железорудном и Никопольско-Марганцевском бассейнах.
11-2Первым начальником отделения дороги был Иван Герасимович Новицкий. Организационный период прошел быстро. И уже вскоре стало очевидным, что работа отделения по-новому показала большие преимущества взятых на вооружение методов и форм управления. Они разительно отличались от прежних. Это позволило в короткие сроки завершить восстановление разрушенной войной дороги и выполнить неотложные задачи по дальнейшему развитию ее многоотраслевого хозяйства.
В 1948 году, 7 ноября, была введена в эксплуатацию восстановленная электрическая тяга на участке Долгинцево-Никополь.
Взятый на технический прогресс курс способствовал увеличению пропускной способности магистрали. Была разработана общая технология прохождения грузов, утверждены жесткие графики движения поездов.
Так было положено начало перехода дороги на высшую ступень технического прогресса - телеуправление.
Внедряя электрическую тягу, энергетики вместе с тем постоянно улучшали и модернизировали свое хозяйство. В 1962 году впервые на сети железных дорог страны применили на контактной сети и линиях электропередач радиосвязь. В конце 60-х годов было положено начало перехода дороги на высшую ступень технического прогресса - телеуправление.

Самая мощная в стране
Современный объем грузовых перевозок Криворожской дирекции в общем объеме Приднепровской железной дороги составляет 65%. Эксплуатационный грузо­оборот за сутки - более 170 тысяч тонн.
Криворожская дирекция обслуживает города: Кривой Рог, Никополь, Марганец, Покров, Желтые Воды, а также девять сельских районов Днепропетровщины и два в Николаевской и Херсонской областях - Казанковский и Нововоронцовский. На их территориях проживает около 1,5 миллиона человек. К их услугам 43 станции, девять разъездов, два остановочных пункта.
Протяженность железнодорожных путей, по которым перевозят грузы почти 900 предприятий, и следуют пассажирские и пригородные поезда, составляет почти тысячу километров, станционных - пятьсот.

Поездной диспетчер - Герой Соцтруда
11-4В славную трудовую летопись отделения дороги конца 50-х годов золотыми буквами вписано имя поездного диспетчера Владимира Диденко. Участник Великой Оте­чественной войны, после окончания дорожной технической школы работал дежурным по станции Долгинцево, маневровым диспетчером, а после окончания специальных курсов - поездным.
Многолетний опыт работы, глубокие знания многих железнодорожных профессий, смекалка принесут ему известность. В 1957 году Министерство путей сообщения СССР одобрило его передовой опыт скоростного движения поездов по кольцу Кривой Рог-Запорожье. Он стал инициатором формирования большегрузных составов и многих других начинаний на Сталинской железной дороге. В 1959 году, накануне праздника тружеников стальных магистралей, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, В. П. Диденко было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением Ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». До этого был награжден нагрудными знаками «Отличный движенец» и «Ударник сталинского призыва».
В коллективе отделения дороги всегда трудились настоящие мастера своего дела - десятки орденоносцев, а также работников, удостоенных звания «Почетный железнодорожник». О них рассказывают экспозиции музея железнодорожной славы Криворожского региона, а на привокзальной площади хозяевам стальных магистралей всех поколений установлен памятник - паровоз Эм-733-69 30-х годов.

Вокзал из сказки братьев Гримм
11-3С чем у вас ассоциируется здание вокзала станции Кривой Рог-Главный? Ну, конечно же, с пряничным домиком из немецкой народной сказки о Гензеле и Гретель, записанной и изданной братьями Гримм. История рассказывает о приключениях юных брата и сестры, которым угрожает ведьма-людоедка, живущая дремучем лесу, в доме, возведенном из хлеба и сладостей...
Станция, построенная в конце позапрошлого века (в 1884 году), до сих пор имеет первозданный вид. Несколько раз меняла названия. В 1965 году Долгинцево стало называться Кривым Рогом-Сортировочным. Современное название Кривой Рог-Главный станция получила в 1979 году. Здание вокзала является памятником архитектуры местного значения, а туристический портал о путешествиях по Украине (UA.IGotoWorld.com) включил главные железнодорожные ворота Кривого Рога в топ-15 самых красивых вокзалов нашей страны.

Святослав АЗАРКИН